Методологический плюрализм в психологии

Здесь важны следующие поправки.

1) речь должна идти не о коммуникаци­ях методологий, а об общении между членами научного сообщества. Члены научного сообщества – носители определенной «профессио­нальной» картины мира. Еще они люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех «психологий», позиции кото­рых ими не разделяются.

2) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции пси­хологического знания.Важно обращение зарубеж­ных исследователей к культурно-исторической концепции.

Почему не все научные гипотезы про­веряются (или заслуживают проверки)? Поппер отмечает критерий профес­сионализма ученого в качестве ведущего для определения того, что не включается в предмет и гипотезы исследования.

В профессионализмисследователя включается крите­рий, который проводит линию между теми проблема­ми, которые станет решать наука, и теми, которые она в принципе или пока отложит. Косвенно это представлено в известной схеме Хольцкампа. Рефлексивность и критичность, интерес, красота теории — психологические свойства на этом пути отбора правдоподобных гипотез.

Пробле­му правдоподобия научных гипотез в концепции критического реализма Поппера. За идеей правдоподобиястоит, с одной стороны, сциентист­ская установка на познаваемость мира, с другой — принятие критерия от­носительности истинности на пути теоретико-эмпирического познания. То есть это не установка на полное соответствие образа-знания объекту, а установка на возможность приближения к такому пониманию картины мира, в котором сняты все возможные заблуждения с помощью проверки гипотез.

Каждая па­радигма может иметь свои заблуждения, но именно движение на общем пути (включая смену парадигм) позволяет приходить ко все более прав­доподобной профессиональной картине мира.

Нет четких кри­териев выбора адекватных методологических средств, способных обеспечить методологическую помощь, когда возникает острая необходимость в ней при решении той или иной конкретно-научной задачи. При этом речь идет о методологическом знании любого уровня из четырех — выбор методики, психологической тео­рии, общенаучного или философского подхода. В этом случае приходится ставить «методологический эксперимент», результаты которого постфактум подтвердят или опровергнут наши ожидания. Поэтому не обоснованы надежды на построение универсальной и единой методологической теории, адекватной для использования в психологическом исследовании любого уровня.

Ситуация множественности методологических подходов и, соответ­ственно, средств методологического анализа провоцирует са­мые разные установки исследователей и практиков относительно роли методологического знания и целесообразности его использования в конкретном исследовании, а также разные «методологические эмоции».

Часть психологического сообщества (значительная часть практикующих психологов) полагает, что всякая методологическая рефлексия уводит от сути дела в дурную бесконечность бесплодного философствования и вербализма — позиция, перекликающаяся с уста­новками позитивизма.

Прямо противоположная позиция – «мето­дологический ригоризм» или «методологический монизм». Должна существовать единственная «подлинно на­учная» методология. Строгое следование этой методологии является критерием научности. Это настольгия по марксистско-ленинской методоло­гии науки. Вряд ли можно построить такую методологию.

«Методологическим анархизм» - так можно было бы назвать следующую позицию, но термин уже используется в ином значении. Выбор методологической позиции произволен, и его можно делать исходя из своих субъективных вкусов и предпоч­тений. Роль методологии сторонниками этой позиции также оценивается достаточно низко.

«Методологический либерализм». Раз­ные типы психологического объяснения релевантны разным уров­ням детерминации психического. При этом каждый уровень детерминации психического обладает самостоятельной значимостью и принципиально незаменим ни одним другим. Основное приложение сил методологии – рассматривать переходы между раз­ными уровнями. Наиболее перспективными для построе­ния связной системы психологического знания «представляются ком­плексные, межуровневые объяснения, в которых нашлось бы место и для смысла жизни, и для нейронов, и для социума...»

«Методологический плюрализм». В принципе нельзя рассчитывать на создание единой психо­логической теории за счет связывания принципиально различных предметов анализа за счет «комплексных межуровневых переходов». Такой позиции придерживаются и авторы данного учебника!!! То есть Смирнов и Корнилова!Каждая теория конституирует свой предмет и метод иссле­дования, поэтому построение единой теории психического предполагало бы создание универсального метода исследования психической реаль­ности. А это нереально

Методологический плюрализм — система взглядов, согласно кото­рой адекватность тех или иных методологических средств психологического анализа(включая и собственно психологические теории на уровне конкретно-научной методологии)может быть выявлена только в ходе «методологического эксперимента», и не может существовать теория даже самого высокого уровня, которая бы априори была пригодной для преодоления вновь возникающей познаватель­ной трудности.

Именно на такую роль претендовала бы «единая теория психиче­ского». Понятие методологического плюрализма практически синони­мично понятию «полипарадигмальности» психологии, по крайней мере на современной стадии ее развития. Обсудим еще одну позицию, которая предполагает невозможность вы­деления парадигм как исследовательских логик безотносительно к содер­жанию теорий.