Принципы устройства и действия основных механизмов контактных взрывателей механического типа
Классификация взрывателей контактного действия
Авиационные взрыватели контактного и дистанционного действия
В зависимости от назначения все взрыватели контактного действия подразделяются на взрыватели для авиабомб, артиллерийских снарядов, неуправляемых и управляемых ракет. Контактные взрыватели к авиабомбам и ракетам могут быть взрывателями механическою и электрического типа. Все взрыватели к артиллерийским снарядам являются взрывателями механического типа. Взрыватели различного назначения отличаются друг от друга принципом устройства механизмов дальнего взведения, срабатывающих под воздействием внешних сил, действующих на боеприпасы различного типа при выстреле и на траектории полета..
Однако, как уже отмечалось, кроме механизмов дальнего взведения в конструкции контактных взрывателей имеются ударные механизмы (контактные датчики), предохранительные механизмы, огневая цепь, замедлительные устройства. Некоторые взрыватели имеют в своей конструкции механизмы самоликвидации. При стрельбе по воздушным целям снарядами и ракетами в случае промаха по истечении времени самоликвидации происходит их взрыв в воздухе, что обеспечивает безопасность наземных войск при стрельбе над собственной территорией. В некоторых конструкциях взрывателей к авиабомбам также имеются механизмы самоликвидации, обеспечивающие взрыв бомбы в случае отказа в действии ударного механизма пли огневой цепи. Наконец, во взрывателях к бомбам, предназначенным для минирования местности имеются протнвосъемные устройства (ловушки), обеспечивающие взрыв бомбы при попытке вывернуть взрыватель или транспортировать бомбу. Наиболее многочисленной группой взрывателей контактного действия являются взрыватели авиабомб, различающиеся названием, принципами устройства отдельных механизмов, своими характеристиками и другими признаками. Кроме уже упоминавшегося признака классификации на взрыватели механического и электрического типа, они классифицируются по условиям их применения, по характеру внешних сил, используемых для срабатывания ударных механизмов (контактных датчиков), ) времени срабатывания замедлительных устройств, по месту установки в авиабомбах, по типу пускового устройства и по жду начального импульса, сообщаемому снаряжению бомбы.
По условиям боевого применения взрыватели авиабомб подразделяются на взрыватели для бомбометания с больших и средних высот, для бомбометания с малых высот и на универсальные, обеспечивающие возможность бомбометания с любых высот. При этом допустимые высоты бомбометания определяется условиями безопасности собственного самолета от ударной волны и осколков взорвавшейся на земле бомбы. Минимально допустимая высота бомбометания ограничивается временем дальнего взведения, по истечении которого самолет самолёт удалиться на безопасное расстояние от точки падения бомбы.
Универсальные взрыватели имеют две огневые цепи, одна из которых обеспечивает взрыв бомбы после удара о землю с так называемым штурмовым замедлением (порядка 10 с и более), что дает возможность самолету удалиться на безопасное 'расстояние, а другая обеспечивает либо мгновенный взрыв, 'либо взрыв с небольшим замедлением (менее 1 с). Боевые цепи у таких взрывателей взводятся через разное время: первая имеет малое время взведения, а вторая — большое. При бомбометании с малых высот успевает взвестись только первая цепь и взрыватель сработает с большим замедлением. При бомбометании с больших высот взводятся обе цепи, но взрыватель сработает либо мгновенно, либо с небольшим замедлением.
По характеру внешних сил, используемых для срабатывания ударных механизмов или замыкания электрических испей, взрыватели подразделяются на реакционные (используют силу реакции преграды в момент удара), инерционные (используют силы инерции, возникающие в деталях взрывателя при его торможении в процессе проникания) и реакционно-инерционные (одновременно используются силы реакции и инерции).
По времени срабатывания взрыватели подразделяются на взрыватели мгновенного действия (время срабатывания не более. 0,001 с); замедленного действия (малое замедление — сотые доли секунды, большое замедление - десятые доли секунды, штурмовое замедление - от нескольких секунд до нескольких минут), длительного действия (время срабатывания - до нескольких суток).
По месту установки в авиабомбах взрыватели подразделяются на головные, донные, боковые и универсальные. Взрывательные устройства, которые устанавливаются в авиабомбах на заводе, могут располагаться в любой части бомбы.
По типу пускового устройства взрыватели подразделяются па взрыватели с механическим (МПУ), электрическим (ЭПУ) пусковым устройством и универсальные (имеют и МПУ и ЭПУ).
По виду начального импульса, сообщаемого снаряжению бомбы, взрыватели подразделяются на взрыватели с детонаторным узлом (сообщает взрывной импульс) и с воспламенительным узлом (сообщает огневой импульс). Аббревиатура первых взрывателей заканчивается буквой Л, а вторых - буквой Б. Большинство классификационных признаков взрывателей для авиабомб остаются справедливыми при классификации взрывателей к артиллерийским снарядам и авиационным ракетам.
Как уже отмечалось, конструкция контактного взрывателя механического типа состоит из следующих основных узлов и механизмов: ударный механизм, огневая цепь, предохранительные устройства п механизм дальнего взведения. В некоторых конструкциях имеется также механизм самоликвидации и противосъемное устройство.
Ударный механизм взрывателя (рисунки 14.6 и 14.7) представляет собой механизм жалонакольного типа и состоит из ударника с жалом 1, предохранительной пружины 2 и капсюля 3.
В ударных механизмах реакционного типа, срабатывающих под действием на головку ударника (рисунок 147) сил реакции преграды, полость взрывателя, в которой размещен ударный механизм, закрыта мембраной 4, которая защищает ударник от воздействия внешних сил в служебном обращении и от скоростного напора при полете в воздухе. Мгновенность срабатывания таких ударных механизмов весьма высокая и определяется, главным образом, расстоянием между жалом и капсюлем и скоростью встречи с преградой. Чувствительность взрывателей с ударными механизмами реакционного типа тоже весьма высокая и определяется, главным образом, скоростью встречи, свойствами преграды и жесткостью контрпредохранителей.
![]() |
Рисунок 14.6. Ударные механизмы реакционного типа,
![]() |
![]() |
Рисунок 14.7. Ударные механизмы инерционного типа высокая и определяется, главным образом, скоростью встречи, свойствами преграды и жесткостью контрпредохранителей. |
Ударные механизмы инерционного типа, срабатывающие под действием сил инерции, действующих на детали механизма в момент удара и при торможении снаряда в процессе проникания, подразделяются на механизмы осевого, бокобойного и всюдубойного действии. Такие ударные механизмы могут применяться в головных, донных и универсальных взрывателях.
Механизмы осевого действия (рисунки 14.6, 14.7) надежно срабатывают только при больших углах встречи, ибо при малых углах перемещение ударника /, удерживаемого контрпредохранительной пружиной 2, к капсюлю 3 будет тормозиться возникающими силами трения о стенки полости ударника.
В механизмах бокобойного действия (рисунок 14.8) нижняя часть ударника 1 имеет коническую форму и входит в коническое углубление в инерционной шайбе 2, которая удерживается от перемещения лапками жесткого предохранителя 3. При больших углах встречи такой механизм срабатывает как механизм осевого действия, а при малых углах и боковых ударах под действием боковой составляющей силы инерции — шайба сдвигается в сторону, отгибая лапки предохранителя. При этом ударник, выдавливаясь из конического углубления в инерционной шайбе и преодолевая сопротивление контрпредохраннтельной пружины 4, накалывает капсюль 5.
Рисунок 14.8. Ударный механизм бокобойного типа
Всюдубойные ударные механизмы (рисунок 14.9) состоят из инерционного ударника с жалом 1 и инерционной капсюльной втулки 2, полусферические головки которых упираются в конические поверхности внутренней полости взрывателя. Такой механизм надежно срабатывает как под действием осевых инерционных, так и под действием боковых составляющих сил инерции, ибо в этом случае головки ударника и втулки, скользя по опорным коническим поверхностям и преодолевая сопротивление контрпредохранительной пружины 3, сближаются друг с другом, что обеспечивает накол жалом капсюля 4. До момента взведения всюдубойный механизм контрится различными предохранительными устройствами.
![]() |
Рисунок 14.9 . Ударный механизм всюдубойного типа
Ударные механизмы реакционно-инерционного типа применяются только в головных взрывателях и состоят из реакционного ударника 1 и инерционной капсюльной втулки 2 с капсюлем 5, мембраны 3 и контрпредохраннтелыюй пружины 4 (рисунок 14.10). По сравнению с ударными механизмами реакционного типа механизмы инерционного типа обладают сравнительно низкой чувствительностью и низкой мгновенностью действия. Эти характеристики заметно улучшаются при увеличении масс инерционных ударников. Огневая цепь. Простейшая огневая цепь взрывателя мгновенного действия состоит из накольного капсюля-детонатора и детонаторной шашки (взрыватели типа А. создающие детонационный начальный импульс) или из накольного капсюля-воспламенителя и пороховой петарды (взрыватели типа В, создающие огневой начальный импульс).
![]() |
Рисунок 14.10. Ударный механизм реакционно-инерционного типа
Более сложная схема огевой цепи взрывателей мгновенного действия типа А содержит капсюль-воспламенитель, капсюль-детонатор лучевого действия и детонаторную шашку. Такая схема используется в случае, если по конструктивным соображениям ударный механизм и детонаторная шашка разнесены друг от друга на большое расстояние.
Во взрывателях замедленного действия передача огневого импульса от капсюля-воспламенителя в последующие элементы огневой цепи осуществляется с помощью замедлителей. Замедлительные устройства представляют собой запрессовки либо из обыкновенного пороха, либо из малогазовых составов. Время замедления определяется длиной запрессовки. В большинстве конструкций бомбовых взрывателей обеспечивается возможность получения нескольких времен замедления. Для этого во втулке 1 замедлительного устройства (рисунок 14.11, а) взрывателя с замедлителем на доли секунд имеется несколько каналов 2 для прохода луча огня от капсюля-воспламенителя к капсюлю-детонатору. В центральном канале имеется запрессовка на максимальное время замедления.
Рисунок 14.11. Замедлительные устройства:
а - втулка малых времен замедления; б — диски
больших времен замедления
Другие каналы, обеспечивающие различные времена замедления, вплоть до мгновенного действия (без запрессовок), перекрыты установочными винтами 3. Для установки взрывателя на мгновенное действие или на меньшее замедление нужно перед применением вывернуть, соответствующий винт.
Замедлительные устройства, обеспечивающие время замедления от нескольких секунд до нескольких минут (рисунок 14.11 б), состоят из одного или нескольких дисков, в кольцевых канавках 2 и сквозных отверстиях 3 которых запрессован замедлительный состав. Соответствующими установочными винтами или разворотом дисков друг относительно друга длина горящей запрессовки может быть укорочена, что обеспечивает получение различных времен замедления.
Для получения весьма малых замедлений (доли миллисекунд) во взрывателях к пушечным снарядам применяются газодинамические замедлители (рисунок 14.12). Принцип действия таких замедлителей основан на том, что газы от капсюля-воспламенителя поступают на капсюль-детонатор, проходя через систему калиброванных отверстий и расширительную камеру 2. При этом, естественно, несколько увеличивается время от момента срабатывания капсюля-воспламенителя до момента инициирования капсюля-детонатора.
![]() |
Рисунок 14.12. Схема газодинамического замедлителя
Рисунок 14.13. Схема размыкания огневой цепи.
![]() |
Предохранительные устройства исключают возможность случайного срабатывания взрывателя до момента его взведения. Во всех взрывателях механического тина предохранительные устройства с помощью специальных стопоров удерживают ударник от перемещения к капсюлю. Предохранительные стопора в свою очередь удерживаются от перемещений, упираясь в.пиротехническую запрессовку, которая сгорает к моменту взведения взрывателя. Этот же принцип используется для выключения из огневой цепи капсюлей и передаточных зарядов, которые размещаются в движках. До момента взведения эти движки (рисунок 14.13) смещены в сторону от ударника 1 и огневой цепи и удерживаются в таком положении стопором 2, упирающимся в пиротехническую запрессовку 3, после выгорания которой в момент взведения пружина, отжимая стопор вниз, освобождает движок 4, и он под действием своей пружины 5 устанавливается в боевое положение. В подобных конструкциях предохранительных устройств огневой импульс на воспламенение запрессовок подается от механизма дальнего взведения взрывателя. В некоторых конструкциях взрывателей предохранительные стопора упираются не в пиротехнические запрессовки, а в детали конструкций механизмов взведения. Известны конструкции взрывателей, у которых ударный механизм стопорится шариковым замком (рисунок 14.14). До тех пор, пока предохранитель-стопор 1 не извлечен из ударного механизма, ударник 2 и капсюльная втулка 3 удерживаются от перемещений шариками 4.
Рисунок 14.14. Ударный механизм стопорится шариковым замком
Рисунок 14.15. Типовая схема стопорения медной лентой ударник взрывателей артиллерийских снарядов
К моменту взведения предохранительный стопор удаляется из конструкции ударного механизма, шариковый замок открывается, давая возможность ударнику и втулке перемещаться друг относительно друга. Взрыватели и взрывательные устройства, предназначенные дли авиабомб с тормозными устройствами, имеют дополнительную степень предохранения, связанную с тормозной системой. В случае отказа в действии тормозной системы эти предохранители, называемые датчиками работы тормоза, исключают возможность срабатывания взрывателя, заклинивая ударный механизм или прерывая огневую цепь.
В большинстве конструкций взрывателей к пушечным снарядам (рисунок 14.15) ударник 1 удерживается от перемещения к капсюлю 2 намотанной на него медной лентой 3, которая нижним торцом опирается на неподвижную капсюльную втулку 4. Лента, как что показано на рисунке в сечении и а-а, наматывается на ударник в направлении, противоположном направлению вращения снаряда. При выстреле, под действием центробежных сил лента стремится развернуться и освободить ударник. Однако при движении в канале ствола этому препятствуют силы трения, возникающие на горцах ленты из-за сил инерции линейного ускорения 5, а также силы инерции касательного ускорения А', под действием которых лента как бы закручивается, прижимаясь к оси ударника. Силы S и К заканчивают свое действие при вылете снаряда из канала ствола, и далее лента под действием центробежных сил разворачивается, освобождая ударник.
По степени безопасности в служебном обращении все взрыватели подразделяются на взрыватели непредохранительного, полупредохранительного и предохранительного тина. У взрывателей непредохранительного типа и капсюль-воспламенитель, и капсюль-детонатор не смещены в сторону от огневой цепи, поэтому случайный взрыв одного из них приведет к срабатыванию взрывателя. У взрывателей полупредохранительного тина сметен в сторону наиболее чувствительный элемент огневой цепи - капсюль-воспламенитель. У взрывателей предохранительного типа оба капсюля смещены в сторону до момента взведения взрывателя.
Механизмы дальнего взведения.
Простейший механизм взведения (рисунок 14.16), широко применявшийся в свое время во взрывателях к авиабомбам, состоял из восьмилопастной ветрянки 1, втулка которой была жестко связана с предохранительным винтом 2, ввернутым в ударник 3, или со стержнем, вставленным в ударный механизм всюдубойного типа. После подвески бомбы ветрянка контрилась специальной проволочной вилкой, связанной тросиком или прутком с замком «взрыв-иевзрыв» бомбодержателя. После отрыва бомбы и выдергивания остающейся на самолете предохранительной вилки, ветрянка под действием набегающего воздушного потока сворачивалась, взводя тем самым ударный механизм. Однако при бомбометании с современных скоростных самолетов ветряночные механизмы не могут обеспечить дальнего взведения, так как при больших скоростях воздушного потока ветрянка свертывается за доли секунды. Отделившаяся от взрывателя ветрянка представляет известную опасность для собственного самолета.
Между тем, конструктивные варианты ветряночных механизмов до сих пор находят применение. Так в американских бомбовых взрывателях используется двухлопастная ветрянка, которая связана с предохранительным винтом планетарным механизмом (рисунок 14.17. При этом в 40—50 раз снижается число оборотов, передаваемых от ветрянки к винту, за счет чего увеличивается время взведения. Во взрывателях к кассетным боеприпасам находят применение ветряночные механизмы центробежного типа (рисунок 14.18). Два подпружиненных центробежных стопора 1 надежно удерживают ударник 2 от перемещений. После раскрытия кассеты ветрянка 3 начинает вращаться и при достижении определенного числа оборотов стопора, преодолевая сопротивление своих пружин, расходятся в стороны и освобождают ударник. Наконец, для возможности использования старых образцов взрывателей с ветряночными механизмами были разработаны специальные механизмы дальнего взведения пиротехнического типа (рисунок 14.19). Пиротехнический состав 1, горение которого обеспечивает заданное время дальнего взведения, расположен в пустотелом стержне 2, который крепится на шайбе 3. Воспламенение пиротехнического состава осуществляется с помощью механического пускового устройства, состоящего из капсюля-воспламенителя 4 и подпружиненного ударника с жалом 5, удерживаемого ланками жесткого предохранителя 6. В момент сбрасывания бомбы этот предохранитель, связанный карабинчиком п тросом с самолетной установкой, срывается и ударник накалывает капсюль. У основания стержня в конце запрессовки пиротехнического состава расположен вышибной заряд 7. При подготовке к применению одна из лопастей ветрянки взрывателя откусывается, на хвостовую часть взрывателя одевается шайба так, чтобы стержень проходил между двумя лопастями ветрянки, заполнив место отсутствующей, и взрыватель вместе с механизмом дальнего взведения вворачивается в бомбу. После сбрасывания бомбы, по истечении времени дальнего взведения сработает вышибной заряд 7, разрушается крепление стержня с шайбой и стержень отбрасывается, освобождая ветрянку
![]() |
Рисунок 14.16 Ветряночный механизм Рисунок 14.17. Ветряночный
взведения механизм взведения планетарного типа
Рисунок 14.18. Ветряночный механизм взведения центробежного типа
Рисунок 14.19. Механизм дальнего взведения пиротехнического типа
Механизм дальнего взведения с пиротехническими запрессовками для отработки требуемого времени широко используется в конструкциях большинства авиационных взрывателей. Как уже отмечалось выше, для срабатывания капсюля-воспламенителя используются механические (МПУ) и электрические (ЭПУ) пусковые устройства.
Однако более совершенными являются механизмы дальнего взведения, время взведения которых отрабатывается часовым механизмом. Двигателем часовых механизмов могут быть спиральные часовые пружины пли, во взрывателях ракет, инерционные силы (силы инерции линейного ускорения, центробежные силы). В бомбовых взрывателях используются часовые механизмы, запуск которых осуществляется с помощью МПУ или ЭПУ.
Рисунок 14.20. Схема механизма дальнего взведения часового типа
На рисунке 14.20 приведена принципиальная схема механизма взведения часового типа, применяемая в ракетных взрывателях. Двигателем часового механизма служит поворотный диск 1, который с помощью зубчатого сектора 2 связан с анкерным устройством часового механизма 3. В канале поворотного диска установлен капсюль-детонатор 4, предназначенный для передачи детонационного импульса от капсюля-воспламенителя 5 к детонаторной шашке 7. В исходном положении поворотный диск развернут в положение, при котором огневая цепь взрывателя разорвана. В таком положении диск с помощью ролика 8 удерживается инерционным предохранителем 9, который в свою очередь удерживается стопором 10. При пуске ракеты с помощью ЭПУ стопор 10 освобождает инерционный предохранитель, который под действием сил инерции линейного ускорения сжимает пружину и выходит из зацепления с роликом, освобождая поворотный диск. Так как центр, тяжести диска находится выше оси его вращения, он начнет разворачиваться, прнводя в движение систему колес, часового механизма. Таким образом часовой механизм замедляет разворот диска в боевое положение. В таком положении поворотный диск, замкнув огневую цепь, стопорится специальными фиксаторами.