Принципы построения патопсихологического обследования детей

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что понимают под конкуренцией, конкурентоспособностью, конкурентными преимуществами?

2. Охарактеризуйте уровни конкуренции и конкурентов.

3. Какие критерии используются в оценке конкурентоспособности товара?

4. Что понимают под качеством товара?

5. Из каких этапов складывается алгоритм оценки конкурентоспособности товара?

6. Что понимают под конкурентоспособностью предприятия?

7. В чем состоит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара?

8. Какие методы конкурентоспособности предприятия вы знаете?

9. Выполните задания:

Задание 1. Товары фирм «А», «В», «С» анализируются по позициям на графике «качество – цена», которые они занимают на рынке аналогичных товаров. По результатам опроса потребителей фирма «А» занимает на графике соответственно позицию (1, 2), фирма «В» - (3, 3), фирма – «С» -

(4, 1). Постройте график и укажите, какая фирма занимает лучшую позицию по цене, какая – по качеству и какая – по обеим позициям.

Задание 2. Фирма «А» исследует товары своих конкурентов, а именно товары фирм «В» и «С». Для этого было опрошено 100 покупателей, которые определили свое отношение по следующим параметрам товара: качество, цена, сервис. Каждой фирме по каждому параметру товара они поставили оценку в пределах 5 баллов в следующем порядке (см. таблицу)

Определите среднюю позицию каждой фирмы по всем трем показателям и ранг каждой фирмы.

 

Фирма А В С
Качество 4,5 2,2 3,0
Цена 5,0 3,3 4,2
Сервис 1,0 4,0 3,1
Средняя оценка      
Ранг      

 


[1]. Теория и практика маркетинга в США./ Н.Е Капустина – М., 1981. С. 28.

[2] Маркетинг /под ред. Костюхина Д.И. / - М. : Прогресс, 2004. С. 36.

1 Пиндайк Р. Макроэкономика. / Р Пиндайк, Д. Рубенфельд. М.: Экономика; Дело, 1992. С.21.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1999. С. 79.

1 Диксон П.Р. Управление маркетингом. / Диксон П.Р. М.: Изд-во БИНОМ, 1998. С. 42.

 

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. /Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. С. 148.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. С. 185.

2 Друкер Питер Р. Управление маркетингом. / Р. Питер Друкер М.: ЗАО «МИНОМ», 1998. С. 95.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. С. 34.

1 Словарь делового человека / О.В. Амуржуев, А.И. Болвачев, Е.Г. Гребнев. и др. М.: Экономика, 2000. С. 63.

1 Агапцов В.А. Оценка эффективности промышленной продукции: учебное пособие. / В.А. Агапцов, И.В. Максимова. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2003. С. 14.

Патопсихологическое обследование детей имеет свою специфику по сравнению с патопсихологическим обследованием взрослых. Чем младше ребенок, тем более важную роль играют особенности возрастных проявлений, отражающие патологически измененные проявления нормального возрастного развития. Поэтому прежде всего необходимо исследовать те психологические образования, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка. Именно эти психологические образования особенно насыщены признаками болезненной симптоматики. Так, например, задержка развития речи в младшем дошкольном возрасте, ее специфическое искажение (сохранение автономной речи, неологизмы, аутистическая направленность и т. д.) свойственны для ранней детской шизофрении. В возрасте 4–5 лет признаки этой же болезни будут уже проявляться не в особенностях речи ребенка, а в содержании его ролевой игры, в рисунках, фантазиях. Анализируя продукты этой ведущей для данного возраста деятельности, можно выявить эмоциональные расстройства (страхи, агрессивные тенденции), интеллектуальные нарушения (патологические ассоциации, неадекватность мыслительной деятельности).

Поскольку психика ребенка находится в постоянном развитии, в психологической характеристике обследуемого всегда следует отличать два вида симптомов: первичные, т.е. непосредственно связанные с вредоносным воздействием (болезнью, травмой и т.д.), и вторичные являющиеся результатом нарушения развития под влиянием болезненного процесса (текущего либо уже завершившегося). Например, в младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма. Поражение либо недоразвитие психических функций, не позволяющее освоить необходимую информацию и навыки, приводит к недостаточности (либо задержке) формирования логического мышления, способности к прогнозированию.

Таким образом, исследуя нарушения психической деятельности ребенка, необходимо учитывать не только характер нарушений, но и ту возрастную фазу, в которой отмечалось вредоносное воздействие, а также влияние этого первичного дефекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования.

Опираясь на указанные выше принципы, детский патопсихолог решает в ходе исследования психики ребенка такие задачи:

• выявляет нарушения психической деятельности и дает им патопсихологическую квалификацию;

• проводит структурный анализ выявленных нарушений, выделяет первичные и вторичные симптомы;

• разрабатывает программу коррекционных мероприятий.

Можно выделить два различных подхода к осуществлению этой деятельности психологом.

Первый, представленный в основном в работах зарубежных авторов/это проблемный подход к исследованию психики ребенка. При данном подходе психолога интересуют следующие параметры:

1) имеется ли проблема;

2) у кого она выражена в большей степени (так, например, нарушения поведения могут быть достаточно безразличны для самого школьника, но в то же время могут серьезно беспокоить учителей и родителей);

3)каковы пути решения данной проблемы;

4) выбор оптимального пути решения проблемы, исходя из интересов всех участвующих сторон;

5) осуществление разработанного плана действий.

Источником подобного способа мышления являются опыт, накопленный практикой воспитания, и современные психотерапевтические подходы, такие как позитивная и когнитивная психотерапия. Проблемный подход является в значительной степени эффективным, при решении задан, связанных с нарушениями поведения, негативным и личностными особенностями подростков и т.д., т. е. когда мала вероятность того, что причиной обращения может быть нарушение со стороны развития психических процессов. Весьма перспективным проблемный подход является при необходимости деятельной психологической коррекции. В этом случае он позволяет определиться со сферой приложения усилий психолога, выявить позицию ребенка и других участников проблемной ситуации, наладить отношения сотрудничества. Достоинство этого подхода – слитность психодиагностики и психокоррекции – обусловило и сложность его применения школьным психологом в постсоветских современных условиях. Учитывая уровень квалификации практического психолога в системе народного образования, его колоссальный объем работы и множество обязанностей, вряд ли можно ожидать от него применения подхода, рассчитанного на длительную семейную психотерапию. На данном этапе развития психологической службы психолог в большей мере занят психодиагностической и консультационной работой. Поэтому, на наш взгляд, более приемлем второй подход – психодиагностический. Основы этого подхода разработали в отечественной психологии Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Крук, В.В. Лебединский, А.Е. Личко, С.Я. Рубинштейн и др.

При психодиагностическом подходе к исследованию перед детским патопсихологом выдвигаются следующие задачи:

1) подробное исследование функций психических процессов и обнаружение имеющихся отклонений;

2) определение возможности улучшения результатов при оказании помощи;

3) диагностика личностных особенностей ребенка;

4) соотнесение полученных результатов с «нормативными» и установление патопсихологического диагноза;

5) определение возможностей оптимизации процесса развития ребенка и путей решения его социальных проблем.

Применение данного подхода целесообразно в случаях решения экспертных вопросов, прежде всего проблем, связанных с обучаемостью ребенка и выбором места обучения; в случаях, когда высока вероятность, что у ребенка имеется отклонение в психическом развитии; при необходимости проведения психотренинговых мероприятий; при выяснении причин социальной дезадаптации ребенка.