Теперь рассмотрим определение конкурентов с рыночной точки зрения. Хорошо известны четыре типа рыночных структур.

Сначала рассмотрим определение конкурентов с отраслевой точки зрения.

Отрасль – совокупность компаний, предлагающих рынку определенный продукт или группу продуктов близких субститутов. Близкими субститутами являются товары с высокой перекрестной эластичностью спроса, когда в результате увеличения цены на один товар растет спрос на другой. Например, если при возрастании цены на зарубежные автомобили, потребители переключаются на отечественные, то российские и зарубежные автомобили – близкие субституты.

Отрасли классифицируются по количеству продавцов, степени дифференциации товаров, возможностям входа на рынок и мобильности, структуре издержек и др. Рассмотрим некоторые их характеристик подробнее.

Отрасли в значительной степени различаются условиями вступления на рынок, тем, насколько легко новая организация входит на обещающий высокие доходы рынок. К основным барьерам на входе в отрасль относятся: высокая потребность в капитале, необходимость получения патентов и лицензий, трудности с размещением производства, получением сырья, организацией сети распределения и др.

В каждой отрасли складывается определенная структура издержек, которая в значительной степени определяет стратегию компаний. Например, выплавка стали характеризуется тяжелыми условиями производства и высокой долей затрат на сырье в себестоимости продукции, а производство игрушек – высокими издержками распределения и маркетинга.

Чистая монополия – рынок, на котором представлена одна фирма, продающая конкретный товар или услугу, что позволяет ей диктовать свои условия на рынке. Например, Газпром, Российская железная дорога и др.

Олигополистическая конкуренция – рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования друг друга, торгуют с большим количеством покупателей. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной.

Монополистическая конкуренция – рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт. Доступ на рынок свободный, действует неценовая конкуренция, и фирмы обладают известным контролем над продажной ценой производимого ими товара, например, - зубная паста, моющие средства и др.

Чистая конкуренция – рынок, состоящий из множества покупателей и продавцов какого-либо схожего товара, где ни покупатель, ни продавец не оказывают большого влияния на уровень текущих рыночных цен.