Исследование рыночной концепции конкурентов
Вопросы для повторения и обсуждения
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Методы оценки конкурентоспособности товара
Исследование рыночной концепции конкурентов
Исследование конкурентоспособности предприятия
Тема 8
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Что называется конъюнктурой рынка?
2. Для чего необходимо проводить анализ конъюнктуры?
3. Какие основные направления выделяют в анализе конъюнктуры?
4. Какие показатели используются в анализе спроса, предложения и цен?
5. Какие методы прогнозирования вы знаете?
6. Как рассчитываются емкость и доля рынка?
7. Выполните задания:
Задание 1. Определите спрос на товар фирмы «А», если ее рыночная доля составляет 0,5 рынка, а совокупный рыночный спрос равен 1 млн. штук товара.
Задание 2. Рассчитайте общий потенциал рынка женской модельной демисезонной обуви в г. N., если число покупателей в год 100.000, среднее число покупок в год – 2 пары, цена средней единицы покупки – 700 руб.
Задание 3. Фирмы А, В, С являются конкурентами и занимают весь рынок товара. Количество выпущенных ими товаров приведено в таблице. Определите долю рынка, занимаемого каждой фирмой, и кто из них является лидером?
Фирма | А | В | С |
Количество выпускаемой продукции (в млн. шт.) |
Исследования в этой области играют не последнюю роль в разработке стратегии предприятия, особенно в случае его выхода на новые рынки сбыта. Результаты оценки оказывают влияние на формирование комплекса маркетинга. Рассмотрим основные понятия темы.
Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы субъектов рыночной системы (конкурентов) в процессе создания, сбыта и потребления благ.
Конкурент – лицо, группа лиц, организации, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать привилегированное положение на рынке.
Конкурентное преимущество – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать потребителей.
Конкурентоспособность товара следует определить как сравнительную характеристику потребительских стоимостных показателей данного товара и товара - конкурентов.1
В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов можно выделить четыре уровня конкуренции: общая конкуренция, формальная конкуренция, отраслевая конкуренция и конкуренция торговых марок.
Общая конкуренция имеет место, когда организация видит конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей.
Формальная конкуренция имеет место, когда организация считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную предоставить одни и те же услуги.
Отраслевая или функциональная конкуренция имеет место, когда организация рассматривает в качестве конкурентов компании, производящие тот же продукт или группу товаров. Подобная конкуренция называется товарно-родовой конкуренцией.
Конкуренция торговых марок, или предметная конкуренция, имеет место в случае, когда организация рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям. Предметная конкуренция – конкуренция, ведущаяся по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.
Можно более точно определить конкурентов компании, рассматривая их с отраслевой и рыночной точек зрения.