Исследование рыночной концепции конкурентов

Вопросы для повторения и обсуждения

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Методы оценки конкурентоспособности товара

Исследование рыночной концепции конкурентов

Исследование конкурентоспособности предприятия

Тема 8

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что называется конъюнктурой рынка?

2. Для чего необходимо проводить анализ конъюнктуры?

3. Какие основные направления выделяют в анализе конъюнктуры?

4. Какие показатели используются в анализе спроса, предложения и цен?

5. Какие методы прогнозирования вы знаете?

6. Как рассчитываются емкость и доля рынка?

7. Выполните задания:

Задание 1. Определите спрос на товар фирмы «А», если ее рыночная доля составляет 0,5 рынка, а совокупный рыночный спрос равен 1 млн. штук товара.

Задание 2. Рассчитайте общий потенциал рынка женской модельной демисезонной обуви в г. N., если число покупателей в год 100.000, среднее число покупок в год – 2 пары, цена средней единицы покупки – 700 руб.

Задание 3. Фирмы А, В, С являются конкурентами и занимают весь рынок товара. Количество выпущенных ими товаров приведено в таблице. Определите долю рынка, занимаемого каждой фирмой, и кто из них является лидером?

Фирма А В С
Количество выпускаемой продукции (в млн. шт.)

 

Исследования в этой области играют не последнюю роль в разработке стратегии предприятия, особенно в случае его выхода на новые рынки сбыта. Результаты оценки оказывают влияние на формирование комплекса маркетинга. Рассмотрим основные понятия темы.

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы субъектов рыночной системы (конкурентов) в процессе создания, сбыта и потребления благ.

Конкурент – лицо, группа лиц, организации, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать привилегированное положение на рынке.

Конкурентное преимущество – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать потребителей.

Конкурентоспособность товара следует определить как сравнительную характеристику потребительских стоимостных показателей данного товара и товара - конкурентов.1

В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов можно выделить четыре уровня конкуренции: общая конкуренция, формальная конкуренция, отраслевая конкуренция и конкуренция торговых марок.

Общая конкуренция имеет место, когда организация видит конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей.

Формальная конкуренция имеет место, когда организация считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную предоставить одни и те же услуги.

Отраслевая или функциональная конкуренция имеет место, когда организация рассматривает в качестве конкурентов компании, производящие тот же продукт или группу товаров. Подобная конкуренция называется товарно-родовой конкуренцией.

Конкуренция торговых марок, или предметная конкуренция, имеет место в случае, когда организация рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям. Предметная конкуренция – конкуренция, ведущаяся по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

Можно более точно определить конкурентов компании, рассматривая их с отраслевой и рыночной точек зрения.