Силы, используемые для взведения взрывателей
Назначение и классификация взрывателей
В конструкции любого взрывателя имеется капсюль-воспламенитель, срабатывание которого обеспечивает заданную программу работы взрывателя. Взрыватели, капсюли-воспламенители которых срабатывают при наколе их жалом ударника, называются взрывателями механического типа. Если в конструкции взрывателя имеется электровоспламенитель, срабатывающий в момент его подключения к источнику тока, то такой взрыватель называется взрывателем электрического типа.
В зависимости от того, в какой момент подается команда на срабатывание, все авиационные взрыватели подразделяются на контактные (ударные), дистанционные п неконтактные.
Контактными называются взрыватели, срабатывающие в момент удара о преграду. У взрывателей механического типа в этот момент под действием возникающих при ударе сил происходит накол жалом ударника капсюля-воспламенителя или капсюля-детонатора. У взрывателей электрического типа под действием этих же сил либо замыкаются контакты, подключая элсктровоспламенитель к источнику тока (батарея, заряженный конденсатор), либо генерируется электрическая энергия специальным источником тока (пьезоэлементы, магнитоимпульсные генераторы тока). Дистанционными называются взрыватели, которые срабатывают на траектории движения боеприпасов, спустя заданное время, т. е. на некотором расстоянии (дистанции) от самолета, сбросившего бомбу или выпустившего ракету. Отсчет времени идет с момента отделения боеприпасов от самолета, а для противолодочных боеприпасов—от момента удара о воду. Время -дистанционного действия, в зависимости от устройства взрывателя, может устанавливаться на земле перед боевым вылетом, либо непосредственно перед сбрасыванием авиабомбы (пуском |ракеты) с помощью специальных приборов-установщиков или от БЦВМ самолета. В последнем случае не накладывается дополнительных ограничений на тактические условия применения боеприпасов, укомплектованных взрывателями дистанционного |действия. В зависимости от принципа действия устройств, отрабатывающих заданное время, взрыватели дистанционного действия подразделяются на пиротехнические, механические, электрические и электронные. У пиротехнических взрывателей это время определяется временем сгорания заданной длины пиротехнической запрессовки, у механических— это время отрабатывает часовой механизм, у электрических — это время протекания электрических процессов в электросхеме взрывателя. У электронных взрывателей время дистанционного действия определяется временем считывания цифрового кода импульсами, частота следования которых определяется задающим (обычно кварцевым) генератором. Цифровой код устанавливается во взрывателе либо от бортовой ЭВМ при стрельбе (бомбометании), либо с помощью специального прибора при подготовке взрывателя на земле.
Неконтактными называются взрыватели, срабатывающие на некотором расстоянии от цели, то есть при отсутствии механического контакта с целью, однако под воздействием энергии ее физического поля. Команда на срабатывание поступает в схему взрывателя от специального датчика цели, который воспринимает энергию, излучаемую или отражаемую целью. В зависимости от того, какая энергия используется датчиком для формирования этой команды, различают следующие типы неконтактных взрывателей: радиовзрыватели, использующие электромагнитную энергию в диапазоне радиоволн; оптические, использующие электромагнитную энергию в диапазоне от инфракрасных до ультрафиолетовых лучей; магнитные, использующие энергию магнитного поля Земли; электростатические, использующие- энергию электрического поля; гидроакустические, использующие энергию ультразвуковых колебаний в воде; гидродинамические, использующие энергию гидропотока, возникающего в воде при движении кораблей и подводных лодок; вибрационные, использующие энергию упругих колебаний, - грунта при движении объектов боевой техники и др.
Все неконтактные взрыватели подразделяются на взрыватели пассивного типа (срабатывают от энергии, излучаемой целью), полуактивного типа (срабатывают от отраженной от цели энергии, источник облучения которой находится либо на земле, либо на атакующем цель самолете) и активного типа (срабатывает от отраженной от цели энергии, источник облучения которой входит в конструкцию взрывателя).
К неконтактным взрывателям иногда относят также взрыватели, датчики которых реагируют на изменение параметров среды, в которой движется средство поражения. В частности, барометрические взрыватели, реагируя на изменение атмосферного давления, могут обеспечить срабатывание на заданной высоте, а гидростатические, измеряя давление воды, срабатывают на заданной глубине (каждые 10 метров водяного столба увеличивают давление в воде на одну атмосферу).
Для обеспечения той или иной программы функционирования взрывателя в его конструкции, кроме капсюля-воспламенителя, имеется еще ряд других элементов, относящихся к средствам передачи огневых и детонационных импульсов, составляющих вместе с капсюлем-воспламенителем огневую цепь взрывателя. В огневую цепь могут входить различного рода замедлители (пиротехнического или газодинамического типа), капсюли-детонаторы и передаточные заряды. Конечным элементом огневой цепи является детонаторная шашка (для создания детонационного импульса) или шашка пиротехнических составов (для создания мощного огневого импульса). Включение в огневую цепь взрывателей замедлителей обеспечивает их срабатывание в тот момент, когда эффективность поражающего действия боеприпасов максимальна. Для обеспечения безопасности взрывателя при хранении, транспортировке, служебном обращении п боевом применении огневая пень взрывателя, как правило, прерывается путем выключения из огневой цепи тех или иных ее элементов. Эта мера предохранения обеспечивается размещением капсюлей в различного рода движках, смещенных в сторону от оси огневой цепи, или с помощью задвижек, перекрывающих возможность передачи огневых или детонационных импульсов. В таком положении движки и задвижки удерживаются предохранительными стопорами. Кроме этого, для исключения возможности случайного срабатывания взрывателей механического тина ударники таких взрывателей удерживаются от перемещений предохранительными стопорами. У взрывателей электрического типа эта мера предохранения обеспечивается дополнительным разрывом электрической цепи от источника тока к капсюлю-воспламенителю. В некоторых конструкциях взрывателей механического типа ударники дополнительно могут удерживаться походными предохранительными чеками, которые извлекаются из конструкции взрывателя после подготовки его к применению.
Таким образом, срабатывание взрывателей становится возможным только после снятия всех ступеней предохранения. Процесс последовательного снятия предохранительных устройств, исключающих возможность срабатывания взрывателя, называется взведением взрывателя. Процесс этот начинается в момент выстрела (сбрасывания бомбы) и завершается по истечении определенного времени, называемого временем дальнего взведения. Это время определяет дальность взведения, то есть расстояние, на которое удаляется снаряд (бомба) от самолета-носителя к моменту снятия последней ступени предохранения, таким образом исключается возможность поражения собственного самолета при случайном срабатывании взрывателя.
Время дальнего взведения, с одной стороны, обеспечивает безопасность боевого применения боеприпасов, а с другой — ограничивает условия боевого применения (высоту бомбометания и дальность стрельбы). Очевидно, что время падения бомбы с минимально допустимой высоты и время полета снаряда или ракеты до цели с минимальной дальности стрельбы должны быть не больше времени взведения. Следовательно, время взведения взрывателя определяет минимально допустимую высоту бомбометания и минимально допустимую дальность стрельбы.
Операцию взведения взрывателей выполняют специальные устройства, называемые механизмами дальнего взведения (МДВ). Механизмы дальнего взведения имеют в своей конструкции пусковое замедлительное и исполнительное устройства. Пусковое устройство приводит в действие замедлительное устройство, отрабатывающее заданное время дальнего взведения. Замедлительные устройства могут быть пиротехнического типа (время взведения определяется временем горения пиротехнического состава), механического типа (время взведения отрабатывается часовым механизмом) и электрического типа (время взведения определяется временем протекания электрических процессов в схеме взрывателя). Пусковые устройства взрывателей могут быть двух типов: автономные и неавтономные. Автономные не связаны с установками самолета-носителя и приводятся в действие инерционными силами в момент выстрела или на траектории движения средств поражения. Во взрывателях к авиационном ракетам для приведения в действие пускового устройства могут использоваться датчики давления в камере двигателя. У взрывателей к боепрнпасам, предназначенным для минирования местности, имеются две ступени предохранения. Первая ступень снимается механизмом взведения на траектории, в конце участка взведения. Пусковое устройство второй ступени срабатывает под действием сил, возникающих в момент удара. У взрывателей к боеприпасам, предназначенным для минирования местности взведение второй ступени предохранения происходит после завершения действия всех инерционных сил, которые могут привести к срабатыванию взрывателя. Неавтономные пусковые устройства связаны механическим или электрическим способом с установками самолета.
Механические пусковые устройства (МПУ), как правило, имеют в своей конструкции капсюль-воспламенитель и подпружиненный ударник с жалом, удерживаемый предохранительной чекой. В момент сбрасывания бомбы (пуска ракеты) остающаяся на самолете чека выдергивается из МПУ. освобожденный ударник накалывает капсюль-воспламенитель, что запускает замедлительное устройство (воспламеняет пиротехнические составы, освобождает стопора часовых механизмов, переключает контакты в электрических цепях). В некоторых конструкциях взрывателей с замедлнтельными устройствами механического или электрического типа освобождение стопоров часовых механизмов и переключение контактов электрических цепей осуществляется непосредственно пусковой чекой в момент ее выдергивания из МПУ. Электрические пусковые устройства (ЭПУ) подключаются к бортовой сети самолета. В момент отделения от самолета в ЭПУ подается напряжение на электровоспламенитель, при срабатывании которого запускается замедлитель-нос устройство. Взрыватели с ЭПУ могут применяться с самолетов, бортовая сеть которых обеспечивает подачу напряжений па контактный шарик ЭПУ. Некоторые образцы взрывателей имеют и ЛАПУ, и ЭПУ, что делает возможным их применение с любых типов самолетов. К моменту окончания работы замедлительного устройства исполнительное устройство МДВ переводит все детали взрывателя в боевое положение, освобождая все предохранительные стопора, удерживающие ударники, движки, заслонки и пружинные включатели боевой цепи взрывателей электрического типа.
Все применяемые в современных взрывателях капсюли-воспламенители, капсюли-детонаторы и передаточные заряды должны обладать высокой надежностью действия и быть термостойкими, ибо при наружной подвеске боеприпасов на современных сверхзвуковых самолетах они не должны терять своих свойств в условиях кинетического нагрева конструкции взрывателя.
Большинство авиационных взрывателей представляют собой самостоятельные (автономные) устройства, не связанные конструктивно с боеприпасами. Присоединение их к боеприпасам л производится либо на заводе, либо при подготовке самолета к боевому вылету. В последнее время широкое применение находят так называемые взрывательные устройства, отдельные узлы и механизмы которых не объединены в единую конструкцию взрывателя, а разнесены по различным отсекам боеприпасов. Взрывательные устройства устанавливаются в боеприпасах на заводах-изготовителях.
Взрыватели авиационных снарядов и ракет при выстреле и на траектории полета подвержены действию больших ускорений. Возникающие при этом инерционные силы, действующие на все подвижные детали взрывателя, используются для взведения взрывателей. Взрыватели большинства конструкций авиационных бомб не подвержены действию больших ускорений. Поэтому взведение бомбовых взрывателей обычно осуществляется либо с помощью ветряночных механизмов, либо с помощью специальных пусковых устройств (МПУ, ЭПУ). Рассмотрим основные силы, используемые для взведения взрывателей снарядов и ракет.