SWOT-анализ предприятия
Анализ конкуренции. Идентификация конкурентов. Уровни конкуренции
Одним из аспектов рыночной экономики является конкуренция. Чтобы выжить и добиться успеха, организации должны знать своих конкурентов, их достижения и успехи. Поскольку конкуренты прямо и косвенно влияют на сбыт продукции и прибыль предприятия, их необходимо тщательно изучать в ходе анализа рынка. При идентификации конкурентов определяющими являются следующие вопросы: кто является основным конкурентом, какие компании являются косвенными конкурентами, каковы их сильные и слабые стороны, какую долю рынка они контролируют, какие способы продаж они используют, как они себя позиционируют, на каких клиентов они опираются.
Можно определить 4 уровня конкуренции:
1) предприятие включает в число конкурентов всех продавцов такого же товара;
2) осуществляется оценка фирм, предлагающих подобный товар в той же ценовой зоне;
3) предприятие включает в число своих конкурентов фирмы, удовлетворяющие одну и ту же нужду;
4) предприятие включает в число своих конкурентов фирмы, которые продают товары такого же назначения.
SWOT-анализ– анализ сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз. SWOT-анализ – это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. Его универсальность позволяет использовать его для различных объектов изучения: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т. д. Этот метод используется для любого предприятия в целях избегания попадания его в кризисную ситуацию.
SWOT– это аббревиатура начальных букв английских слов:
Strengths– сила – сильная сторона компании, которая выгодно отличает ее от конкурентов;
Weaknesses– слабости; слабые стороны компании по сравнению с конкурентами, которые она в силах улучшить;
Opportunities– возможности; характеристика рынка, которая предоставляет всем участникам данного рынка возможности для расширения бизнеса;
Threats– угрозы – характеристика внешней среды компании и возможные риски для нее.
Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной, внешней среды и иногда не могут контролироваться компанией. После анализа этих четырех составляющих разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т. д.