Средства детонирования
В авиационных взрывателях для возбуждения детонации ВВ снаряда используются капсюли-детонаторы лучевого и накольного действия.
На рисунке 12.14 приведена конструкция капсюля-детонатора лучевого действия. Его снаряжение состоит из трех взрывчатых веществ. Верхний слой 1 — ТНРС — инициирующее ВВ, высоко чувствительное к лучу огня, но обладающее сравнительно низкой инициирующей способностью.
Рисунок 12.14
Поэтому за ним следует слой 2 из азида свинца, имеющего высокую инициирующую способность, но малую чувствительность к тепловому импульсу. Азид свинца является в капсюле основным инициатором. Нижние слои 3 состоят из тетрила, который усиливает мощность капсюля. Они запрессовываются последовательно с увеличивающимся давлением, в результате чего достигается повышение восприимчивости тетрила к детонации. Отверстие в чашечке 4 прикрыто шелковой сеткой 5.
Конструкция капсюля-детонатора накольного действия показана на рисунке 12.15. Капсюль также снаряжен тремя различными ВВ: накольным составом 7, азидом свинца 2 и тетрилом 3. Нахальный состав отличается от применяемых в капсюлях-воспламенителях и представляет смесь тетразена (инициирующее ВВ, обладающее высокой чувствительностью к наколу), ТНРС, нитрата бария и антимония. Средняя часть дна чашечки сделана более тонкой для уменьшения усилия проникания жала к накольному составу.
-
Рисунок 12.15
Взрыватели снарядов.
В снарядах патронов применяются взрыватели контактного (ударного) и дистанционного (временного) действия.
Взрыватели контактного действия срабатывают при встрече (контакте) с преградой (броней, обшивкой самолета, оболочкой воздушного шара).
Взрыватели дистанционного типа срабатывают через некоторое время после вылета снаряда из ствола. В качестве временного механизма (замедлителя) используется, как правило, пиротехническая запрессовка, заполняющая каналы определенной длины. Так как время горения пиротехнической запрессовки известно, то длина этих каналов и определяет время срабатывания взрывателя.
В свою очередь взрыватели контактного действия могут быть реакционными, инерционными и реакционно-инерционными.
Реакционные взрыватели срабатывают при встрече с преградой под действием силы реакции преграды, действующей на головную часть взрывателя.
Инерционные взрыватели срабатывают при встрече с преградой под действием силы инерции, приложенной к массивной детали, расположенной внутри корпуса взрывателя.
Взрыватели, у которых KB и КД расположены в линии огневой цепи, могут быть непредохранительными или полупредохранительными.
Среди полупредохранительных взрывателей встречаются такие, у которых капсюль-воспламенитель до взведения взрывателя выведен из канала огневой цепи. Это повышает степень безопасности взрывателя.
Роль предохранительных устройств выполняют также тонкие мембраны головных взрывателей, кружки из тонкой листовой жести, которые выполняют функции предохранения и после взведения взрывателей.
Процесс снятия предохранителей называется взведением взрывателей, а механизм, с помощью которого этот процесс осуществляется, — механизмом дальнего взведения (МДВ).
Взведение взрывателей начинается при движении снаряда по каналу ствола и заканчивается на некотором удалении от самолета, которое называется дальностью взведения. Дальность взведения взрывателей устанавливается такой, чтобы после их взведения при случайном срабатывании самолет был в безопасности.
Для приведения в действие МДВ используются силы, действующие на снаряд при его поступательном и вращательном движении — как в стволе, так и после вылета из ствола. Рассмотрим действие МДВ.
На рисунке 12.16 показано устройство предохранения головного взрывателя, фиксирующее положение ударника с помощью спирали,
Рисунок 12.16. . МДВ ударника реакционного типа:
1 — ударник, 2 — втулка кольцевая, 3 — спираль предохранительная, 4— предохранитель жесткий, 5— KB
выполненной из полоски красной меди. Эта полоска накручивается на цилиндрическую часть ударника в направлении, противоположном направлению вращения снаряда при выстреле.
Рис. 1.14. Предохранитель жесткий |
В исходном положении головка ударника опирается на эту спираль, которая и выполняет функции предохранителя. Спираль фиксируется в закрученном положении кольцевой втулкой, которая своим торцом опирается на лапки жесткого предохранителя (рисунок 12.17), выполненного из тонкой жести. В таком положении эти детали остаются до выстрела и тем самым выполняют функции предохранительных устройств.
Рисунок 12.17
При выстреле вследствие ускоренного движения снаряда (направление движения снаряда показано стрелкой на левой части рисунка 120) на втулку 2 действует инерционная сила, направленная противоположно движению снаряда. Под действием этой силы втулка сминает лапки предохранителя и перемещается в пустотелую кольцевую полость, освобождая спираль.
Одновременно при движении в стволе снаряд получает угловое ускорение относительно его продольной оси. При этом его угловая скорость возрастает от нуля до некоторого максимального значения. После вылета из ствола снаряд вращается с примерно постоянной угловой скоростью.
При угловом ускорении снаряда (в стволе) на каждый элемент медной спирали (см. рисунок 12.16) действует касательная сила К, которая закручивает эту спираль, и центробежная сила С, но её величина меньше силы К. После вылета из ствола на элемент спирали действует только центробежная сила С. Под действием этой силы спираль начинает раскручиваться и на некотором удалении от самолета освобождает ударник. Ударник свободен и может переместиться к KB при встрече с преградой.
На рисунке 12.18 представлен МДВ инерционно-реакционного ударного механизма, который имеет такие же элементы, как и предыдущий МДВ. При встрече снаряда с преградой (после взведения взрывателя) ударники 1 и 2 движутся навстречу друг другу до соударения KB с жалом.
Рисунок 12.18. . МДВ ударника инерционно-реакционного типа:
1 — ударник реакционный с жалом, 2 — инерционный ударник с KB,
3 — спираль, 4 — втулка кольцевая, 5 — предохранитель жесткий,
6 — корпус
Предохранительное устройство типа «движок-заслонка» (рисунок 12.19) состоит из корпуса с направляющими пазами, движка и фиксатора. В корпусе предохранителя имеется центральное отверстие а, совпадающее с каналом огневой цепи.
Рисунок 12.19. Предохранительное устройство типа движок-заслонка: / — движок, 2 — скобка (фиксатор), 3 — корпус |
В исходном положении движок перекрывает отверстие а и удерживается фиксатором. Центр масс движка смещен от продольной оси взрывателя в сторону лапок фиксатора. При вращении снаряда на движок действует центробежная сила, под действием которой лапки фиксатора отгибаются и освобождают движок. Движок смещается, открывая центральное отверстие. После снятия указанных предохранителей взрыватель взведен и в таком состоянии продолжается полет снаряда. Но в полете на го ловную часть снаряда действует сила аэродинамического сопротивления, а на все детали взрывателя — инерционная сила набегания. Головная часть реакционного ударника защищена от аэродинамической силы мембраной. От воздействия силы набегания на инерционный ударник взрыватель защищен дополнительной тонкостенной перегородкой, которая устанавливается между KB и жалом ударника. Эта перегородка прокалывается жалом только при встрече снаряда с преградой, когда инерционная сила по своей величине в десятки раз превосходит силу набегания.
Взрыватели мгновенного действия срабатывают непосредственно в момент встречи снаряда с преградой с незначительным (примерно 0,0001 с) запаздыванием. Взрыватели мгновенного действия являются исключительно головными и реакционными. Инерционные ударные механизмы имеют большое запаздывание (0,005—0,01 с). Такими характеристиками обладают донные взрыватели. Взрыватели замедленного действия срабатывают через 0,01—0,02 с после удара о преграду. С этой целью в конструкцию взрывателя включается газодинамический замедлитель. Конструктивно он выполнен в виде расширительной камеры и узких калиброванных отверстий, через которые луч пламени проходит от KB к КД. Время замедления определяется временем, которое идет на расширение газов и временем их истечения через отверстия.
В дистанционных взрывателях требуемое время подрыва после выстрела достигает больших значений (1,1...1,5 с). В этом случае используются пиротехнические замедлители, которые запрессовываются в каналы. Длина этих каналов и определяет время горения, т.е. время замедления. Головной взрыватель реакционно-инерционного действия ЛГ-30. Таким взрывателем снаряжаются снаряды типа ОФЗ и ОФЗТ. Взрыватель этого типа имеет ряд конструктивных особенностей (рисунок 12.20).
Рисунок 12.20. Взрыватель АГ-30:
1 — головка обтекателя, 2 — корпус, 3 — обтекатель баллистический,
4 — шарики, 5 — ударник реакционный, 6 — капсюль-воспламенитель,
7— спираль предохранительная, 8— втулка кольцевая,
9 — предохранитель жесткий, 10 — ударник инерционный,
11 — устройство предохранительное, 12 — капсюль-детонатор,
13 — движок, 14 — фиксатор, 15 — корпус предохранителя
Ударный механизм, состоит из двух ударников: реакционного с жалом 5 и инерционного 10 с капсюлем-воспламенителем 6. Ударники разделены предохранительным устройством, в состав которого входят медная спираль 7, накрученная на цилиндрическую часть инерционного ударника, кольцевая втулка 8, жесткий предохранитель 9.В разрыв огневой цепи между капсюль-воспламенителем 6,и капсюль-детонатором 2 установлен дополнительный предохрани тель 11, движок которого перекрывает канал между KB и КД. В этом положении движок удерживается лапками фиксатора.
Медная предохранительная спираль выполняет основные функции механизма дальнего взведения, так как время взведения взрывателя определяется временем раскрутки спирали.
Капсюль-воспламенитель и капсюль-детонатор являются основными элементами огневой цепи, а осевой канал между ними — газодинамический замедлитель.
Отличительной особенностью взрывателя является всюдубой-ность его действия. Всюдубойность означает надежное срабатыва ние взрывателя при существенно больших (по сравнению с другими взрывателями) углах подхода к поверхности. Всюдубойный ударный механизм выполнен в корпусе взрывателя в виде наклонных каналов, в которых свободно размещены шарики. Шарики удерживаются в каналах баллистическим обтекателем.
. Положение механизмов и деталей, указанных выше, обеспечивает безопасность взрывателя в служебном обращении до выстрела.
При выстреле снимаются предохранители и вступает в действие механизм дальнего взведения. Под действием инерционной силы кольцевая втулка, преодолевая сопротивление лапок жесткого предохранителя, опускается в пустотелую полость и освобождает спираль.
При вращении снаряда движок предохранителя отжимает лапки фиксатора и смещается в сторону, открывая канал огневой цепи. Это происходит после вылета снаряда из ствола.
Одновременно начинает раскручиваться медная спираль, освобождая ударник. В результате этого взрыватель взводится. Шарики всюдубойного механизма смещаются от продольной оси и поджимаются к баллистическому наконечнику. В таком взведенном состоянии взрывателя продолжается полет снаряда вплоть до встречи с преградой. В полете под действием силы набегания инерционный ударник может сместиться вперед до соприкосновения KB с жалом. Величина силы набегания невелика. Её недостаточно для накалывания KB и приведения его в действие.
При встрече снаряда с преградой под действием реакционной силы происходит деформация баллистического обтекателя. Обтекатель с большой силой ударяет по шарикам, которые перемещаются в своих каналах с большой скоростью и передают эту силу реакционному ударнику. Одновременно при резком торможении снаряда на инерционный ударник действует противоположно направленная инерционная сила.
В результате действия этих сил ударники сближаются, и жало прокалывает корпус капсюля-воспламенителя. Горячие газы от KB проходят через газоотводные каналы замедлителя к КД и подрывают его. Снаряд взрывается.
Такой взрыватель, в огневой цепи которого установлен дополнительный предохранитель с подвижным движком, который в исходном положении перекрывает огневую цепь, относится к взрывателям полупредохранительного типа. При закрытом канале огневой цепи даже случайное срабатывание KB не приведет к подрыву снаряда. Это особенно необходимо при движении снаряда по каналу ствола и незначительном удалении его от самолета.
Взрыватель АГ-30 инициирует снаряжение снаряда с замедлением, позволяя снаряду углубиться за преграду на расстояние 150— 200 мм.
Донный взрыватель инерционного типа ДА-30. Таким взрывателем комплектуется снаряд бронебойно-разрывного действия. Устройство взрывателя представлено на рисунке 12.21.
Рисунок 12.21. Устройство взрывателя ДА-30:
1— капсюль-детонатор, 2 — втулка резьбовая, 3 — прокладка,
4 — шайба, 5 — корпус замедлителя, 6 — перегородка, 7 — устройство
предохранительное, 8— капсюль-воспламенитель, 9 — втулка кольцевая
оседающая, 10 — спираль предохранительная, // — предохранитель
жесткий, 12 — втулка верхняя, 13 — ударник инерционный с жалом,
14 — движок, 15 — фиксатор, 16 — корпус предохранителя
Взрыватель состоит из ударного механизма, предохранительного механизма и воспламе-нительно-детонаторной части. Ударный механизм состоит из инер ционного ударника с жалом 13, втулки верхней 12 с капсюлем-воспламенителем 8. Жало в ударнике и KB во втулке верхней закреплены закаткой.
Предохранительный механизм взрывателя состоит из жесткого предохранителя 11, оседающего кольца 9 и медной предохранительной спирали 10.
Медная предохранительная спираль довыполняет функции механизма дальнего взведения и время взведения взрывателя определяется временем полной раскрутки спирали.
Дополнительно между капсюлем-воспламенителем 8и капсюлем-детонатором 1 установлено предохранительное устройство 7, движок которого перекрывает канал между KB и КД. В этом положении движок удерживается лапками фиксатора.
Воспламенительно-детонаторная часть состоит из капсюля-воспламенителя 8, капсюля-детонатора 1, шайбы 4, резьбовой втулки 2 и замедлителя 5.
KB и КД составляют огневую цепь, в которой газодинамические каналы замедлителя обеспечивают необходимое время замедления в действии снаряда при попадании в цель.
Положение механизмов и деталей обеспечивает безопасность взрывателя в служебном обращении до выстрела.
Взрыватель, в огневой цепи которого установлен дополнительный предохранитель с подвижным движком, в исходном положении перекрывающий огневую цепь, относится к взрывателям полупредохранительного типа. При закрытом канале огневой цепи даже случайное срабатывание KB не приведет к подрыву снаряда. Это особенно необходимо при движении снаряда по каналу ствола и незначительном удалении его от самолета.
При выстреле под действием осевой инерционной силы оседающее кольцо 9 отгибает лапки жесткого предохранителя 11 и опускается в пустотелую полость, освобождая предохранительную спираль 10, которая начинает разворачиваться под действием центробежной силы.
Снаряд покидает канал ствола оружия, имея высокую угловую скорость. При вращении снаряда движок предохранителя 7отжи-мает лапки фиксатора и смещается в сторону, открывая канал огневой цепи. Одновременно раскручивается медная спираль 10, освобождая инерционный ударник 13. В результате этого взрыватель взводится на расстоянии от 1,5 до 30 м от дульного среза ствола оружия. В таком взведенном состоянии взрывателя продолжается полет снаряда вплоть до встречи с преградой.
При встрече снаряда с преградой под действием инерционной силы ударник инерционный с жалом 13перемещается вперед и жало накалывает капсюль-воспламенитель 8.
Горячие газы от него проходят через центральное отверстие во втулке предохранителя 7, пробив прокладку, через газоотводные каналы замедлителя 5 поступают к капсюлю-детонатору и подрывают его. Далее детонационный импульс передается на снаряжение снаряда.
Время, в течение которого газы от KB проходят через газодинамические каналы замедлителя к КД, обеспечивает необходимое замедление в действии снаряда при попадании в цель. Взрыватель ДА-30 инициирует снаряжение снаряда с замедлением, позволяя снаряду пробить преграду.
Вышибное устройство типаВУ-30(А-952)предназначено для раскрытия корпуса снаряда с готовыми поражающими элементами и придания им необходимой дополнительной скорости. Готовые поражающие элементы выбрасываются по направлению полета.
Вышибное устройство ВУ-30 (рисунок 12.22) состоит из корпуса, объединяющем в своем составе: ударный механизм; предохранительный механизм; механизм замедления; воспламенительную часть.
Ударный механизм состоит из неподвижного жала 1 установленного в боковом канале замедлителя 5, и капсюля-воспламенителя 3.
|
Рисунок 12.22. Вышибное устройство снаряда:
1 — жало, 2 — пружина предохранительная, 3— KB, 4 — заряд вышибной, 5 — устройство замедлитслыюс
|
К предохранительному механизму можно отнести пружину 2, которая разделяет капсюль-воспламенитель 3и жало 1и исключает накол KB при кратковременных ударах и перемещениях жала, возникающих в процессе эксплуатации.
Механизм замедления представляет собой набор пиротехнических составов, обеспечивающих необходимое время передачи форса огня от капсюля-воспламенителя Зквышибному заряду 4.
Воспламенительная часть включает в себя KB и пороховой вышибной заряд 4, соединенные каналом и механизмом замедления, что составляет огневую цепь взрывателя.
При выстреле под действием сил инерции от линейных ускорений капсюль-воспламенитель 3сжимает пружину 2 и накалывается на жало 1.
Форс огня от KB через паз зажигает состав воспламенителя и далее через усилитель передается на замедлитель и вышибной заряд.
Взрыватель срабатывает в среднем через 1,1... 1,5 с после выстрела на траектории полета.
Усилие от давления пороховых газов корпус ВУ-30 передает
усилие на ГПЭ.
По достижении давления, необходимого для среза резьбы втулки, баллистический обтекатель снаряда отделяется от корпуса снаряда и ГПЭ, выталкиваемые ВУ-30 выбрасываются в набегающий поток воздуха. Давление пороховых газов в каморе корпуса снаряда обеспечивает ГПЭ дополнительную скорость около 50 м/с.
Масса патрона зависит от типа снаряда и составляет порядка 0,830 кг (при средней масса снаряда 0,390 кг). Длина патрона — 281...285 мм.
ОФЗ и ОФЗТ (трассер горит 1,4...4 с) снаряды предназначены для поражения небронированных и легкобронированных НЦ, живой силы и ВЦ. Взрыватели снарядов полупредохранительного типа с механизмами дальнего взведения.