Противолокационная УАБ BARB
Противорадиолокационная УАБ BARB с ускорителем, продемонстрированная Южно-Африканской Республикой (ЮАР) в 1992 г., была разработана оборонной промышленностью ЮАР для применения против радарных установок. В основу концепции программы разработки данной УАБ была положена пассивная широкополосная радиолокационная ГСН, аэродинамические поверхности управления и ракетный ускоритель на твердом топливе, прикрепленные к штатной авиабомбе Мк 82 (227 кг). ГСН и СУ были разработаны фирмой "Grinaker Avitronics" для применения по обнаружению и "захвату" в качестве целей РЛС. УАБ BARB не нуждается ни в каком самолетном оборудовании, может быть оснащена базой подвески 356 или 250 мм и адаптирована к большинству самолетов-носителей. Общий вид бомбы подобен ракете класса "воздух-поверхность" (рисунок 10.48).
Отсек наведения занимает почти третью часть длины бомбы и выполнен в виде цилиндра с округленным обтекателем. На отсеке установлены четыре аэродинамические поверхности треугольной формы с отрезанными концами, выполняющие роль рулей. В хвостовом отсеке размещен ракетный
Рисунок 10.48. Противорадиолокационная управляемая авиационная бомба BARB
ускоритель, на корпусе которого закреплены четыре стабилизатора. Общая масса УАБ составляет около 450 кг, диаметр корпуса - 0,273 м. Пассивная радиолокационная ГСН позволяет различать типы РЛС. В качестве ракетного ускорителя на твердом топливе использован двигатель от ракеты Valkiri, что дает возможность получить дальность действия УАБ около 12...14 км. После сброса бомба наводится автоматически с точностью 15...25 м. Осколочная бомба гарантирует 2 осколка на квадратный метр в радиусе 50 м.
УАБ с инерциальной системой наведения "Эскалибур" МР 22
Французская компания (SAMP) Societe des Ateliers Mecanigues de Pont-sur-Sambre) в 1988 г. разработала УАБ калибром 250 кг с инерциальной навигационной системой, универсальной БЧ и стартовым ракетным двигателем. Однако в УАБ может быть использована БЧ типа EU 2 FR осколочного действия (по живой силе и легкоуязвимым целям) и БЧ типа EU 2 Р проникающего действия калибром 250 кг.
Бомба подобна небольшой ракете класса "воздух-поверхность" и создана на базе обычной бомбы калибром 250 кг с пристыкованными носовым и хвостовым отсеками (рисунок 10.49). В носовом отсеке размещены четыре перемещающихся треугольных крыла, привод и взрыватель. Хвостовой отсек имеет четыре стабилизатора треугольной формы с отрезанными концами, ракетный двигатель на твердом топливе с отражателями реактивной струи для управления. Внутри отсека размещены блок инерциальной навигации, источник электропитания (тепловые батареи). База подвески составляет 356 мм и обеспечивает размещение УАБ под крылом или фюзеляжем.
Инерциальная навигационная система получает координаты цели от самолета-носителя примерно за 10 мс перед сбросом бомбы.
Рисунок 10.49. Управляемая авиационная бомба "Эскалибур" МР 22:
а - внешний вид; б - конструктивно-компоновочная схема:
1 - носовой отсек; 2 - взрывательное устройство;
3 - выдвигающееся носовое крыло; 4 - зона подвески;
5 - интерфейс бомбы; 6 - вычислитель;
7 -отражатель; 8 - хвостовое оперение;
9 - воспламенитель топлива; 10 - тепловая батарея
Для управления траекторией полета бомбы используется система управления, действующая с помощью реактивной струи ракетного двигателя, что делает управление независимым от плотностей атмосферы на различных высотах. В УАБ используется ракетный двигатель с низким удельным импульсом и продолжительностью горения около 15 с, что вполне обеспечивает активное управление на большей части траектории полета.
Бомба может применяться в широком диапазоне высот, точность наведения (среднеквадратичное отклонение) составляет около 30 м при дальности действия 10 км.