Тема: Костюм в Древней Руси IX-XIII вв.

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

В VIII - IX вв. На огромной территории Восточно-Европейской (или Рус­ской) равнины жили племена восточных славян. Три основы равнинной при­роды (лес, река и степь) играли важную роль в жизни племен и оказывали влияние на ход и развитие их жизни.

Возможно, обилие многоводных и медленно текущих рек Русской равнины повлияло на характер людей, отличавшихся спокойным, медлительным и доб­родушным нравом.

Короткое лето и долгая холодная зима с глубоким снежным покровом к метелями приучили русского крестьянина к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, к работе скоро, лихорадочно и споро, но затем в течение долгого осенне-зимнего периода темп его работы становился замед­ленным.

С конца IX в. среди русских поселений и княжеств стал возвышаться Киев, которым правил пришедший из Новгорода и захвативший власть Олег. Он объе­динил Новгород и Киев - два важнейших восточнославянских центра, а так­же наладил и укрепил торговые и политические отношения с Византией.

Крещение Руси состоялось в 988 г., и с этого момента Русь широко от­крыла двери влиянию византийской культуры, византийских идей и понятий. Киевская Русь явилась колыбелью культуры трех родственных народов: рус­ского, белорусского и украинского. Выдающимся памятником искусства это­го периода являются собор Св. Софии в Киеве, построенный византийскими мастерами, прекрасные мозаики и рельефы, а также изделия прикладного искусства.

Приняв христианство, русский народ взвалил на свои плечи тяжелое бремя великой ответственности за сохранение наследия не только византийской культуры, но и культуры античного мира. Русь приняла, сохранила и развила на каче­ственно новом уровне то, что оставила и «доверила» ей умирающая Византия.

С ХII в. Крупными культурными центрами стали Владимиро-Суздальское и Новгородское княжества. Их архитектурное наследие до сих пор поражает чис­тотой линий, пропорций, гармонией с природой.

Однако с XIII в. Монгольское иго приостановило развитие культуры Древ­ней Руси. Несмотря на тяжелое бремя монгольского владычества, русское ис­кусство продолжало развиваться, особенно в местах, куда монголы не дошли: в Новгороде и Пскове. Это были «роднички» чистой, не замутненные игом русской культуры, которые продолжали жить и питать русское искусство.

Новгородские храмы, фрески и иконы - образцы высокого самобытного искусства, целая эпоха в русской истории.

Идеал красоты. Представители Востока и Запада (купцы, дипломаты, путешественники) всегда отмечали особую красоту русичей.

Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, пропорциональное телосложение. Кожа русских мужчин домонгольского периода была белой, во­лосы русые, брови и ресницы черные, глаза обычно серые, лицо румяное. Особая стать - широкие плечи и тонкая талия - была особенностью русских мужчин.

НаВостоке восхищались красотой русских купцов. Это засвидетельствовано во многих источниках, самый ранний из которых относится к Х в.

Русские женщины также отличались красивой внешностью. Все иноземцы отмечали, что русские женщины были высокими, белокожими, белокурыми, с ярким румянцем, черными «соболиными» бровями и голубыми глазами. Ве­личавая, неспешная походка, красивая осанка были как бы естественными проявлениями женственности, мягкости и сдержанности.

Виды и формы одежды. Текстиль. Суровый климат оказал серьезное влияние на формирование костюма и его видов в Древней Руси. Одежды были теплыми и закрытыми, широко использовался мех.

Ноне только природные и климатические условия сказались на формах, видах и ассортименте русских одежд. Тесные связи с Византией, влияние хри­стианских традиций, этические нормы и эстетические представления, выра­ботанные церковью и людьми, - все это нашло свое отражение в древнерус­ском костюме. Одежды были длинные свободные, но неширокие.

Древнерусские одежды были несколько короче византийских. Однако ко­роткие одежды носить считал ось неприличным.

Одежды в основном были накладными: у мужчин - кафтан киевский, рубаха, туника; у женщин - рубахи, нагрудники, запоны и свиты. Драпирующи­еся одежды на Руси не прижились, их почти не носили даже среди знати. Исключение составлял лишь плащ корзно.

Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами текстиля стали лен и шерсть. Использовались также ткани из пеньки и конопли: пестрядь и посконина. Пестрядь имела узоры из ниток красного, синего или зеленого цвета. Довольно часто это были клетки и ромбы.

Простой люд носил посконные рубахи. Отбеленная посконина почти не отличалась от льняной ткани. Но лен был все-таки самой распространенной, популярной и даже любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и разного качества. Из белого полотна шили нарядные одежды, из сурового - юбки, порты и др. На Руси с глубокой древности под рубашкой и другими верхними одеждами носили нижнюю нательную рубаху из тонкого ровного белого полотна, так называемую исподнюю рубаху. «...Современное название «белье» происходит от другого старинного слова «белье» - беленые ткани».

Все цветные ткани назывались крашенинами.

В холодный период года носили одежды из шерсти. Простые люди с глубо­кой древности умели изготовлять шерстяную ткань из овечьей шерсти - сер­мяжной сукно (сермягу), шедшее на изготовление теплых одежд. На княжеских дворах ткали высококачественные шерстяные ткани. Этим занимались специ­ально обученные работники.

В домонгольской Руси умели изготовлять также набивные шерстяные ткани с крупным геометрическим рисунком. На Руси вырабатывалось достаточно много видов шерстяных тканей: сукно, понева (шерстяной или полушерстяной до­мотканый текстиль), власяница - ткань из волос животных, пестроткань, шерстяная ткань с вытканным на ней рисунком в клетку или полоску.

Тонкие высокого качества сукна поступали из Европы. Одежды князей и знати выполнялись из дорогих византийских тканей: парчовых, шелковых, вышитых золотом и серебром. Все они назывались на Руси паволоками. Для головных уборов использовались сукно, парча, мех (в качестве отделки и утеп­лителя).

Мужская одежда. Гардероб князей и знати был не очень разнообразным, но одежды были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жиз­ни, нравами, понятиями о красоте и достоинстве.

Князь носил длинную туникообразную рубаху, под которую надевал ис­поднюю рубаху и порты (штаны) на гашнике, т.е. шнурке. Сверху надевалась свита (киевский кафтан). Свита представляла собой накладную длинную верхнюю одежду с длинными узкими рукавами, расширенную книзу с помощью клиньев, вшитых в боковые швы. Свита отделывалась каймой по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Носили свиту с широким поясом. Поскольку длина свиты была выше щиколотки, приблизительно до середины икры, то обуви придавалось большое значение. Яркие сапожки из мягкого сафьяна были с высокими голенищами, которые скрывались под свитой. В холодный период года носили свиту, подби­тую мехом.

Поверх свиты надевался плащ корзно. Это единственный вид драпирующей одежды, который носили на Руси. Корзно оторачивался каймой из золотой ткани, скреплялся на плече застежкой, имел подкладку, как пра­вило, контрастного с лицевой стороной цвета. Корзно мог быть наброшен только на левое плечо либо на оба плеча.

На русских иконах часто встречается первый вариант ношения корзно, при­чем заметно стремление людей к гармоничному драпированию плаща, осо­бенно в тех случаях, когда край его с диагональным срезом переброшен через левую руку. Так достигалась почти параллельность ли­ний края, отделанных каймой. Почти на всех иконах святые изображены в плащах, надетых и задрапированных именно так. Застежка для корзно приме­нялась небольшая, видимо, на Руси ей не придавалось такого значения, как в византийско-римском костюме. Костюм дополняла круглая невысокая шапка полусферического очертания, отороченная мехом и довольно часто с отдел­кой из драгоценной ткани и жемчуга. Именно в таком костюме изображали Бориса и Глеба на иконах мастера среднерусской школы.

Бедные люди носили одежду более простую, и ассортимент ее был не столь разнообразен, как у людей богатых и знатных. Основной одеждой была рубаха навыпуск длиной до колена у зрелых мужчин и несколько короче у молодежи. Рубаха белого, красного или синего цвета была льняная либо посконная, без воротника, с небольшим разрезом спереди и широким поясом. Рубаха надева­лась поверх портов (штанов). Они бьши длинные, неширокие, штанины посте­пенно и слегка сужались книзу. Порты носили на шнурке (гашнике) в сборку. Зауженные книзу порты носили обычно с лаптями или сапогами. Кафтан из сермяги довершал костюм в холодное время года.

Нарядный костюм крестьянина, богатого поселянина имел более дорогую отделку: воротник-ожерелье, круглый, украшенный вышивкой жемчугом, на­рядные зарукавья (прототип будуших манжет), сапоги вместо лаптей. Иногда исама рубаха бьша дорогой, из узорной ткани. Необходимым дополнением к костюму была калита (кошелек на поясе).

Женская одежда. Простые женщины носили длинную рубаху. Знатные жен­щины поверх исподней надевали верхнюю рубаху, которая шилась из дорогих тканей, а сверху плащ корзно

Рубаха имела вырез у шеи на мелкой сборке либо круглый по шее. Замужние женщины носили также поневу, надетую поверх рубахи. Понева представляла собой прямоугольный кусок ткани, сшитый из трех полотнищ и собранный на талии шнурком, т. Е. Это была юбка, не сшитая спереди, а напоминающая широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Девушки носи­ли поверх рубахи запону - нарамник, опоясанный на талии. Поневы и запо­ны, как правило, шились из пестряди или пестроткани.

Праздничной одеждой была дорогая, широкая, неопоясанная, узорчатая (с вышивкой) туника с короткими свободными рукавами. Она называлась на­вершник. Красочность, монументальность, величавая статичность парадной одежды характерны для женского костюма Древней Руси.

Знатные женщины носили туники, но из более дорогих и узорчатых тканей, шелка.

Обувь. Самой древней славянской обувью считаются поршни (постолы) - башмаки, скроенные из мягкой кожи. У богатых и знатных мужчин и женщин попу­лярными были мягкие сафьяновые сапожки, яркие, кра­сивые, удобные; у бедных людей - сапоги из грубой кожи. Поршни и лапти из лыка с онучами (портянками) и оборами (за­вязками), закреплявшими их на ноге.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Голов­ные уборы князей, знати, богатых купцов имели вид мехо­вых колпаков. Носили также круглые шапки из парчи и бархата, вышитого серебром, жемчу­гом, золотом, из сукна, часто отороченные дорогим мехом, например соболем, куницей.

Дружинники и воины носили шлемы - луковицы (ше­ломы) с бармицей - металлической кольчужной сеткой прикрывающей шею.

Простолюдины ходили в шапках и колпаках из войлока, шерсти, меха. Женщины носили круглые шапки, напоминавшие мужские, из бархата или парчи с меховой опушкой. Шапки простолюдинок были из простых материа­лов. Помимо шапок существовало много видов покрывал, платков, которые прижимали к голове венцом, обручем, шапкой.

Убрус - покрывало, платок прямоугольной формы - обматывался вокруг головы; один конец, украшенный вышивкой, спускался на плечо и грудь, другой подтыкался под подбородок. Убрус мог быть в форме треугольника (как косынка или шаль). В этом случае он закреплялся под подбородком застежкой. С помощью убруса можно было скорректировать овал лица. Убрус мог быть белым или цветным.

Княгини носили корону (венец) поверх покрывала или вуали, девушки ­ленты, повязки, обручи из бересты и кожи.

Прически мужчин были двух видов: «под скобу» и «в КРУЖОК». Русые шелковистые волосы хорошо держали форму и сочетались с аккуратно подстриженной бородой и усами. У пожилых людей прически и бороды были из более длинных волос.

Девушки заплетали косу. Она начиналась в нижней затылочной зоне, почти на шее. В глубокой древности носили распущенные по плечам волосы. Белоку­рые волосы, струящиеся по белой льняной рубахе, придавали неповторимую, трогательную нежность девичьему облику.

В день свадьбы подруги заплетали невесте две височных косы и укладывали их короной вокруг головы; сверху на них надевался повойник (облегающий чепчик из тонкой ткани), а затем головной убор.

До ХI в. в древнерусском костюме не было различия между женскими и мужскими украшениями. Основными из них были ожерелья, серьги, подвески. К ХIII в. Южнорусские (Киев, Чернигов и др.) Ювелирные изделия стали самыми популярными из-за высокого мастерства исполнения. Из других русских украшений можно назвать колты - височные украшения, гривны - шейные украшения, кольца, серь­ги и браслеты. Украшения были из золота, серебра и серебра с черньюи отделывались самоцветами. Изделия были массивными, но красивыми. Киевские золотые изделия отличались особой изысканностью, так как в них применялась такая техника отделки, как скань, эмаль, зернь, широ­ко использовался жемчуг. В одежде применяли специальные крепежные устройства из серебра - аграфы.

Выбор косметических средств был невелик. Они были в основном расти­тельного происхождения. С глубокой древности подметили, что употребление в пищу свеклы улучшает цвет лица, ею же румянили кожу щек. Брови слегка подрисовывали (корректировали) сажей.

Контрольные вопросы и задания

1. Каким был идеал красоты в домонгольской Руси?

2. Перечислите виды текстиля, использовавшегося для изготовления летних и теплых одежд.

3. Что такое лен, пестрядь, пестроткань, сермяга?

4. Что такое посконная рубаха, посконина?

5. Что такое свита, корзно?

6. Что такое зарукавья, ожерелье, как их носили?