Тема: Европейский костюм XIX века - вторая половина
По предмету: История стилей в костюме
Лекция
Костюм направления бидермайер (1825-1850 п.)
Бидермайер - стилевое направление в немецком и австрийском, искусстве, в котором отразились демократизм бюргерской среды, ее обывательские воззрения и вкусы. Формы ампира перерабатывались в духе интимности и домашнего уюта. Для этого стилевого направления характерно тщательное изображение природы, интерьера, деталей быта. Классицизм в костюме исчерпал себя в конце первой четверти XIX в. Пришедший ему на смену романтизм принес новые идеалы. Вышел в свет роман Л. Эйхродта «Бидермайер Людерлюст», об успехах героя которого читала вся Европа. Бестселлер прославлял представителя буржуазного обществам этим вызвал особый интерес к данному сословию. По имени героя Л. Эйхродта получило свое название и направление в европейской моде - бидермайер. Во Франции черты бидермайера проявились в «стиле Луи Филиппа».
В искусстве господствовало течение романтизм, к которому относятся произведения Д.Байрона, Т.Жерико и Э.Делакруа. Архитектура и интерьер остались приверженцами ампира.
Идеал красоты. В период романтизма в костюме от стиля ампир пока еще осталась завышенная линия талии. Линия плеч расширилась вследствие больших объемных рукавов, глубокое декольте стало сердцевидным. Тонкая талия за счет корсета, большого количества рюшей, воланов создали своеобразный силуэт женского платья. Оголенные плечи позволили выделить голову.
Идеал женской красоты - нежность, хрупкость, мечтательность, романтичность. Обнаженные плечи, шея и слегка открытая грудь придавали дамам особое очарование.
Виды и формы одежды. Текстиль. Значительно расширился ассортимент как мужского, так и женского гардероба.
У мужчин в повседневный обиход вошли фрак, сюртук, манто, каррик, получивший название по имени лорда Кэррика. Сюртук и каррик носили в сочетании с традиционными фраком и панталонами. Перечень женских одежд также расширился. Наряду с платьем появились ротонда, спенсер, мантилья, пелерина, боа. Нововведением в женской одежде явился костюм для верховой езды.
Для XIX в. Характерно разнообразие текстиля. Это различные шелка, газ, муар, атлас, бархат; различные сорта шерсти, в том числе и «дамской». Модна клетчатая ткань, как в мужском, так и в женском костюме. Мода на нее началась еще в период позднего ампира. У мужчин по-прежнему популярны добротные шерсть и сукно.
Мужская одежда. Мужчины продолжали носить цилиндр, фрак в талию, который, расширяясь на бедрах, имел подбитую ватой грудь и окорокообразный, пышный у плеча рукав. Периодически менялась лишь ширина рукавов, форма лацканов и выреза. Фрак был длинным, с бархатным воротником. Вечерний фрак был короче, с двумя жилетами: нижним белым и верхним бархатным темным. Модны очень длинные брюки с дугообразным вырезом по низу переда, чтобы не морщились на обуви. Панталоны обычно белые, светлые; жилет пестрый или клетчатый из шелка или бархата. Сюртук коричневого, серого, зеленого цветов.
Одежда английского денди была более сдержанной цветовой гаммы. Воротник рубашки поднимали вверх. Допускалась нарочитая романтическая небрежность в облике - рубашка с расстегнутым воротом и слегка развивающиеся волосы. Черный галстук повязывался днем, белый - вечером. Галстуки и шейные платки завязывались разными способами: «а-ля Байрон», «примо темпо», «по-ирландски», «по-восточному». Романтики носили темные одежды. В качестве домашней одежды служили халаты и фески, в чем проявился интерес к Востоку.
Верхней одеждой были сюртук, а также бурнус, манто - широкая накидка с несколькими пелеринами и каррик – зимнее пальто с большим воротником, закрывавшим плечи. Часто этот воротник был меховым.
Дополнением к костюму были перчатки, трость, зонтик, хлыст.
Женская одежда. Она была воплощением женственности и романтизма. Как уже было сказано выше, талия в женском платье некоторое время оставалась завышенной. Сначала юбка, очень широкая внизу, вверху не была объемной. Затем она стала значительно шире. Характерной чертой силуэта женского платья направления бидермайер, отличающей его от платьев всех эпох, является значительно расширенная, гротескная линия плеч вследствие очень пышных рукавов «фонарик» И сердцевидное, глубокое и одновременно широкое декольте, открывающее одновременно и грудь, и спину, и плечи, и шею. Пышная юбка была без каркаса, но корсет был жестким и узким. Он приподнимал женскую грудь, придавая ей красивую форму.
Постепенно талия в женском платье стала возвращаться на место, а объем рукавов несколько уменьшается. Дамские сумочки напоминали кармашки или «сумочку помпадур».
В качестве верхней одежды носили пальто, повторяющее силуэт платья (из за широких юбок), а также пелерины, накидки, ротонды, бурнусы (накидки с капюшоном). Модны «амазонки» - костюмы ДЛЯ верховой езды.
Обувь. Мужчины носили обувь на низком каблуке и сапоги, как и в эпоху ампира. Женщины продолжали носить туфельки и другую обувь на плоской подошве.
Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины по-прежнему носили цилиндры, а также боливары (широкополые шляпы), мягкие фетровые шляпы («а-ля Гарибальди»). Прически мужчин: «а-ля мужик», а также прическа с коком (кок по-французски «петух») надо лбом и бакенбарды «фавориты». Романтики носили длинные завитые ВОЛОСЫ.
Из женских головных уборов распространены были шляпки разных форм: кибитка, шутэ, капор, дополняющие женский костюм. Несколько эклектичные женские прически имели постижерные дополнения - шиньоны, букли, петли и обильно украшались драгоценностями, цветами, гребнями и страусиными перьями. Например, прически с петлями в виде банта и буклями, с петлями и взбитыми локонами у висков, с перьями и нитями жемчуга, с брошами и цветами, с гребнями. Для женских причесок моды бидермайер характерны косой или зигзагообразный пробор и некоторая асимметричность. В позднем бидермайере появилась прическа с локонами «англез» с прямым пробором.
Дамы носили много украшений в прическах. Очень модным было налобное украшение - ферроньерка, пришедшее из эпохи Возрождения. В нарядных платьях шея, плечи и грудь были открыты, поэтому особой популярностью пользовались медальоны, кулоны, броши и ожерелья. Носили также серьги, кольца и перстни.
Дамы белились и румянились, но макияж был неброский, так как ценились романтичные бледность и хрупкость. Духи, кремы и пудра прочно вошли в обиход дамы XIX в.
Костюм направления второе рококо (1851-1870 п.)
Идеал красоты. В костюме направления второе рококо выразились эстетические взгляды буржуазии. Женщина должна была воплощать добродетель, скромность, красоту и своими дорогими нарядами олицетворять богатство мужа и процветание семьи. В мужской красоте сохранился прежний идеал - солидность, богатство, стабильность. Это распространенный идеал делового мужчины (буржуа).
Мужской костюм. Он выражал вкусы буржуазии. Это практичный сюртук в тон полосатым или клетчатым брюкам, а также вестон - прототип пиджака.
Женский костюм. Мода становится несколько эклектичной, хотя и сохраняет романтические тенденции. Силуэт женского платья таков: это очень широкая двухъярусная юбка на кринолине и маленький узкий лиф без декольте с естественной линией плеч вследствие узких рукавов. Декольте и обнаженные руки допускались только в вечерних платьях. Кринолин это волосяная куполообразная юбка-чехол, а под ней множество нижних юбок. Огромная юбка служила «пьедесталом», для маленького лифа и головы. Ткани - шелк, парча, сатин, таз, штоф, репс, тюль, атлас, бархат, шерсть. Постепенно силуэт юбки становится несколько профильным. Она как бы оттянута сзади и имеет вид шлейфа. Это произошло из-за изменения формы кринолина.
В качестве верхней одежды носили накидки типа ротонды, бурнусы полукруглогo кроя, шали. Подкладку в накидках соединяли по бокам, при этом создавалось впечатление наличия рукавов.
В 1867 г. Ношение кринолинов прекратилось. Мода на кринолины длилась 16 лет между двумя мировыми выставками - 1851 г. В Лондоне и 1867 г. В Париже. Дальнейшее развитие получил профильный силуэт.
Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины продолжали носить цилиндры. Прически мужчин: «а-ля мужик», «а-ля Капуль» с бакенбардами - по имени модного певца Капуля.
Женские прически состояли из локонов, уложенных сзади разными способами, часто с кружевными наколками, и в виде валика, украшенного цветами, у лица. Характерная особенность женских причесок состояла в том, что волосы от лица убраны назад.
Жены богатых буржуа в изобилии носили украшения. Эта тенденция особенно разовьется в период позитивизма, когда женщина станет «выставкой» богатства и благополучия своего мужа.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы были женский и мужской костюмы моды бидермайера?
2. Назовите наиболее популярные виды женских причесок этого периода.
3. Назовите наиболее распространенные виды женских головных уборов.
4. Что такое «англез»?
5. Перечислите элементы женского и мужского костюмов второго рококо.
6. Что такое кринолин?
7. Назовите наиболее распространенные мужские и женские прически.
8. Каков был силуэт женского платья в начале и конце второго рококо?