По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Тема: Западноевропейский костюм готического стиля (XIII - первая половина XV в.)

В эпоху господства готического стиля (готики) главная роль в обществен­ной жизни принадлежит не монастырю или замку, а городу. В нем протекает бурная и пестрая светская жизнь. Туда из монастыря перемещается ремеслен­ное производство, там сосредоточены цеховые организации. Ремесла и торгов­ля способствуют прогрессу феодального общества.

Развивается архитектура. Соборы и гражданские здания имеют красивые, вытянутые вверх силуэты и очень изысканный декор. Из соборов можно на­звать Нотр - Дам, а также Амьенский, Реймсский, Кельнский, воплотившие в себе типичные черты зрелой готики.

Замечательные образцы статуарной скульптуры и рельефа украшают фаса­ды готических соборов.

В городах открываются университеты. Профессора, студенты, богатые бюр­геры покупают книги, спрос на которые растет. В связи с этим развивается книжная миниатюра и увеличивается выпуск книг.

Развивается и изменяется костюм.

Идеал красоты. Идеалом мужской красоты является уже не мужественный рыцарь с суровым лицом и крепким телом, а изнеженный, утонченный, не­сколько женственный щеголь с длинными кудрями, в одежде, напоминаю­щей женскую, с обилием деталей, в том числе зубчиков, фестонов и бубен­чиков.

Идеал женской красоты - гибкое тонкое тело, длинная шея, головка с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина и выступающий вперед живот (для чего под юбкой закрепля­лись стеганые подушки - босы), затянутый в корсет лиф с завышенной тали­ей. Так достигался модный S-образный силуэт. Чтобы шея казалась длиннее, над ней сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к темени. Оставшиеся волосы прятали под головными уборами самых изощренных форм и размеров. Модны­ми были лицо бледное, почти без косметики, морщины - признак мудрости, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым, чах­лым растением.

Виды и формы одежды. Текстиль. Мужчины и женщины носили в основном накладные и распашные одежды: коп, сюрко, котарди, жакет, пурпуэн, упе­лянд. Драпирующимися были только плащи, накидки, покрывала. К поясным одеждам относились штаны.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно яр­ких цветов. Сукно было тонким, прочным и эластичным, одежда из него хоро­шо подгонялась к фигуре. Знать носила одежды модных красного, зеленого, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого опенка, окрашенной растительными красителями, например соком орешни­ка. Появляется ткань с эффектом «шан-жан», т.е. меняющая цвет на свету. Очень моден был желтый цвет, считавшийся мужским. Желтое сукно было дорогим из-за дороговизны красителя.

Продолжает развиваться «лоскутная» мода «мипарти». Встречались штаны «мипарти», сочетавшие в себе части синего и зеленого цветов. Такое сочетание цветов имело символическое значение (синий цвет - верность, зеленый - влюбленность), поэтому надевали их не все.

Повседневные платья шили обычно из ткани серого, черного, фиолетового цветов. Однако фиолетовый шелк использовался также и для изготовления на­ рядной одежды. В мемуарах XV в. Упоминается придворная дама в фиолетовом шелковом коп на коне, покрытом синим шелком, со свитой, одетой в красные одежды и зеленые капюшоны.

В эпоху готики в Европе узорные ткани изготовлять еще не умели. Поэтому сукно и шерсть расшивали серебряными и золотыми нитями. Роскошные узо­ры,различные орнаменты, например, очень модное «павлинье око», превращали ткань и саму одежду в драгоценное изделие. Одежда из красной английской шерсти «шарлах» отличного качества и зеленого гент­ского сукна считалась признаком хорошего тона. С ХV в. модным стал черный бархат.

В эпоху готики существуют два силуэта мужской и женской одежды: очень облегающий вследствие сложного кроя и очень свободный, характерный для верхней одежды: упеляндов, плащей.

Пожилые люди и знать, особенно бургундская, предпочитали свободные длинные одежды, молодежь - короткие, облегающие.

В период готики продолжается развитие портновского ремесла. Сложный крой, позволявший добиваться плотного и удобного облегания тела одеждой, достигался применением муляжного моделирования, т. Е. Наколки на манекене. За выполнением наколки следовали раскраивание и пошив изделия, что обу­словило появление съемного рукава, клиньев, вытачек, воротников. Вшитые рукава появились одновременно с застежкой и распашной одеждой.

Мужская одежда. До XIV в. Мужчины носили котт и сюрко, но эти длинные одежды постепенно вытеснялись короткими. Так, появилась прилегающая куртка котарди, напоминавшая рыцарскую «рубашку», длиной до середи­ны бедер либо короче, с рукавами различной длины, ширины и формы, иног­да с длинными «языками». Куртка котарди имела декоративный пояс из че­канных бляшек, облегавший бедра. Чуть позже появился жакет, плотно облега­ющий тело и туго стянутый на талии, ниже которой он расходился веером складок. Он имел рукава, высоко поднятые с помощью присборенного оката. Иногда плечи и верхнюю часть рукава подбивали ватой. Часто жа­кет имел откидные рукава. Прямая высокая линия плеч, тесное облегание тела одеждой натуралистично обрисовывали его формы и подчеркивали мужествен­ность. При этом в одежде допускалась некоторая игривость: выглядывающие рубашка, нижнее белье, детали штанов, пояса, подвязки. Все это стало типич­ной чертой мужской моды при бургундском дворе. Котарди и жакет носили с коротким плащом манто полукруглого кроя, прямая сторона которого обычно располагалась по правому. Носили также пурпу­эн с баской из трапециевидных клиньев - обычно «мипарти».

Манто прикрывало одну руку, как пелерина, а другая рука оставалась свободной. Оно могло быть из узорчатой дорогой тка­ни либо из сукна, шерсти, бархата и оторочено мехом. Продол­жается мода «мипарти». Штаны-шоссы ча­сто кроят в виде чулок с кожаным следом либо носят с обувью, имеющей клювообразный носок. Прикрепляются они к нижней плечевой одежде - жипону, который надевался под котарди, жакет, пурпуэн.

Приблизительно с 1360 г. появляется свободный широкий упе­лянд, сменивший сюрко. Это была более удобная верхняя одежда из сукна, шерсти и даже шелка с очень широкими по низу рука­вами. Теплый вариант упелянда отделывался мехом.

Упелянд из дорогих тканей считался праздничной одеждойи был разной длины: от середины бедер, как жакет, и до пола. Периодически в мужской одежде появлялся нарамник. Он мог быть длинным и коротким, иногда поверх нарамника надевали пояс.

Мужской верхней одеждой был также роб до колена с капюшоном и меховой отделкой.

Женская одежда. Это длинные многослойные одежды из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье коп, сюрко, плащ или упелянд.

Сначала платье котт шнуровал ось на груди и по бокам. Сквозь шнуровку виднелась тонкая рубашка кремового оттенка, подкрашенная шафраном.

Постепенно крой изменился так, что котт и сюрко стали тесно облегать тело. Лиф сюрко имел глубокий V-образный вырез, подол был поддернут, и из-под него выглядывало контрастное по цвету котт. На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки - босы; сзади на юбке был шлейф.

Наклоненная вперед головка в высоком колпаке, длинная гибкая шея, по­степенно переходящая в изогнутую линию лифа, прогнутая в пояснице спина и выступающий вперед живот создавали четко выраженный профильный S­ - образный силуэт, так называемую готическую кривую. Нарочитость силуэта подчеркивалась с помощью макияжа.

Сюрко могло иметь короткие рукава с языками, тогда это было так называемое женское котарди. Одно время носили сюрко с большими боковыми вырезами («адскими окнами»). Такое сюрко напоминало современ­ный сарафан (французское «королевское сюрко»). В качестве верхней одежды женщины также носили упелянд.

Обувь. Обувь была очень разнообразна и имела клювообразный носок. Это полусапоги пулены, хуссо для верховой езды, галоши, башмаки на низком каблукеи др.

Обувь знатных людей была из золоченой и пурпурной кожи. У бургундских аристократов была популярна обувь из белой кожи.

В эту эпоху получили распространение сумки и перчатки.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужские прически были довольно однообразны. Это разно­видности пейзанской стрижки и стрижки «под Христа». Молодежь носила длинные завитые волосы, зрелые муж­чины - более короткие, а также аккуратные бородки. Простолюдины стриглись «под скобу», «в кружок».

Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены и др. Эннен напоминал генин, но имел две волнообраз­ные глубокие складки по всей длине. Эти головные убо­ры выполнялись из парчи и бархата на каркасе и допол­нялись вуалью. Церковь считала их карикату­рой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах.

Прическам не придавалось большого значения, так как они были спрятаны под головными уборами. «Рыцарские косы» исчезли, остались «улитки», «ба­ранки», вложенные в темплеты - чехольчики, сеточки, которые частично выглядывали из-под покрывала. Модным было по­крывало круселер на каркасе прямоугольной формы. Круселер красиво обрам­лял лицо пеной воланов, края которых были вырезаны фестонами. Эта отделка называлась «фанфрелюш». Носили также шляпы туре из фетра, различные вуали.

У мужчин были популярны шапероны с корнетом, отделанным фестонами и длинным концом «ке», либо без корнета, тюрбаны, а также высокие бонне.

Украшения в основном использовали на головных уборах. Это были пряжки, брошки, подвески из золота и серебра, павлиньи перья, дорогая вышивка. Бу­бенчики также являлись «звучащим» украшением на одежде.

Косметикой пользовались мало.

Бургундская мода. Ф. Шиллер писал, что средневековая Бургундия являлась самым сладострастным и роскошным двором в Европе. В конце XIV в. Роскош­ный и богатый бургундский двор превосходил блеском и пышностью все ко­ролевские дворы Европы. Именно здесь впервые появилось понятие «мода», здесь развитие средневекового костюма достигло своей кульминации. В бургунд­ском костюме в наивысшей степени проявлялись изысканный вкус, помпезность и великолепие, сочетавшееся с богатым декором, в том числе с вышив­кой. Историки называют этот период «карнавалом мод», так как именно здесь была бесконечная смена форм, кроя, видов одежды, ее цветов.

Это была мода феодалов и знати. Для Бургундии более всего характерны тесные узкие одежды, высокие шляпы и конусообразные генины, а также отделка краев одежды зубчиками, фестонами. Такие виды отделки назывались зкривиссы. Белые одежды и белые экривиссы также характерны для костюма Бургундии.

Особенно красивыми в этот период были костюмы жениха и невесты.

Упелянд невесты был отделан по низу белыми экривиссами и имел белую подкладку. На шее новобрачной - ожерелье из бубенчиков. Длинные коралло­вые бусы дополняли ансамбль. Упелянд жениха имел экривиссы по низу рука­вов. Котт обоих молодоженов - из парчовых тканей.

В Бургундии появились такие одежды и их элементы, которые, казалось, невозможно было носить, но которые хотели носить и носили все, - узкие штаны, тесные жакеты, обувь с длинными носками. В бургундском костюме более позднего периода появляется мода на темные, черные, монохромные одежды из бархата. Филипп Добрый предпочитал носить именно такие одежды, а Рене Анжуйский любил сочетание ахроматических цветов: белого, серого и черного; моден был и фиолетовый в сочетании с ахроматическими цветами.

В период правления герцога Анжуйского желтый и коричневый цвета счита­лись безобразными, а синий и зеленый были откровенно немодными. С 30-х по 80-е гг: XV в. модны шелковые ткани и бархат из Флоренции приглушенных тонов: черного, темно-зеленого, тускло-красного, а также приглушенный пурпур.

Значение Бургундии в развитии европейского костюма трудно пере оценить. Она стала очагом зарождения европейской Моды. С этого момента в истории костюма появляется понятие «мода» как частая смена силуэта, формы, кроя и цвета в одежде в пределах одного художественного стиля.

Связь костюма с архитектурой. В готический период связь костюма с архи­тектурой четко и наглядно прослеживается как в общем силуэте мужского и женского костюмов, так и в отдельных его элементах.

Фигура в тесных и узких одеждах с конусообразным колпаком или шляпой с высокой конической тульей, почти без полей, в узкой, длинной обуви с клювообразным носком казалась сильно вытянутой по вертикали. Такой силу­эт был созвучен силуэтам и формам готических храмов. Пышный декор костю­ма гармонично перекликался с таким же пышным декором архитектурных со­оружений.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите хронологические границы периода готического стили.

2. Каким был идеал женской красоты готического стиля?

3. Перечислите элементы женского костюма готического стиля.

4. Каким был текстиль готического костюма?

5. Перечислите элементы мужского костюма готического стиля.

6. Назовите характерные черты бургундской моды.

7. Что такое экривиссы?

8. Что такое шаперон, шоссы?

9. Что такое круселер, темплеты, генин, эннен, упелянд?