Принципы аудита
В Правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696, с изм. от 07.10.2004) раскрыты общие принципы аудита.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
• независимость;
• объективность;
• конфиденциальность;
• профессиональная компетентность и добросовестность;
• использование методов статистики и экономического анализа;
• применение новых информационных технологий;
• проявление профессионального скептицизма.
Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов (ст.12 Закона "Об аудиторской деятельности").
Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.
Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение тайн своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную ответственность.
Аудитор должен обладать необходимой профессиональной компетентностью и добросовестностью, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых он не имеет достаточных профессиональных знаний.
Использование методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.
Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.
Аудитор в ходе планирования и проведения аудита, должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
При планировании и проведении аудита, аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
При этом следует учитывать, что к процессу аудита п целом применяется понятие «разумной уверенности», определенное этим же стандартом. Указанное понятие связано с ограничениями при обнаружении аудиторами искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности.
К факторам, ограничивающим эффективность аудиторской проверки, относятся:
• применение в ходе аудита таких процедур, как выборочные методы и тестирование;
• несовершенство любых систем бухгалтерского учета и контроля;
• предоставление только доводов в подтверждение определенного вывода со стороны преобладающей части аудиторских доказательств, а не формирование исчерпывающего мнения;
• наличие в аудиторской работе профессиональных суждений, в том числе при определении объема, направленности и графика аудиторских процедур, а также при обобщении результатов проведенной работы.
6 Отличие аудита от других форм финансового контроля: ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы
Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем, ревизией, судебно-бухгалтерской экспертизой.
Государственный финансовый контроль указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001) возложен на:
Счетную палату РФ; Центральный банк РФ;
Федеральное казначейство; Минфин России; ФНС России;
Государственный таможенный комитет РФ;
Центральный банк РФ;
иные органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Методами финансового контроля являются: документальная и камеральная проверка, экономический анализ, обследование, ревизия. По мнению абсолютного большинства специалистов, первое место принадлежит ревизии.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Цель ревизии - определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.
Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Основными задачами ревизии являются:
• осуществление контроля за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;
• обеспечение сохранности материальных и денежных ресурсов;
• правильность постановки бухгалтерского учета;
• пресечение хозяйственных правонарушений.
Ревизор назначается проверяющей организацией и отчитывается перед ней. Она же оплачивает его труд. По результатам ревизии составляется акт, на основе которого делаются организационные выводы в отношении руководства проверяемой организации и ее бухгалтерского аппарата, налагаются взыскания.
Аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).
Цель аудита - выразить мнение:
• о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;
• о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству Российской Федерации.
Таким образом, аудит отличается от ревизии по целому ряду оснований:
• по целям, на которые они направлены:
- аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяйственной деятельности организации;
- ревизия не только выявляет недостатки, но и способствует их устранению и наказанию виновных;
• по правовому регулированию:
- отношения в области аудита регулируются гражданским правом (на основе хозяйственных договоров);
- отношения ревизии регулируются административным правом (на основе законов, приказов);
• по объектам контроля:
- объект аудита - то, что ухудшает платежеспособность организации, ее финансовое состояние;
- объект ревизии - то, что нарушает законодательство РФ и учетную политику организации (государства);
• по типу управления:
- в аудите присутствуют горизонтальные (добровольные) связи;
- при проведении ревизии - вертикальные (основанные на административном приказе и принуждении);
• по решаемым практическим задачам:
- проведение аудита способствует привлечению новых пассивов, а также укреплению платежеспособности;
- ревизия направлена на сохранение активов организации, а также пресечение различных злоупотреблений (правонарушений);
• по достигнутым результатам:
- при аудите составляется аудиторское заключение, а также различные рекомендации для проверяемой организации;
- при ревизии - акт ревизии, делаются организационные выводы, взыскания, обязательные указания.
Аудит является методом осуществления независимого вневедомственного контроля, но он не подменяет собой Государственный финансовый контроль.
Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов, приемов, подходов к Проверке может и должен рационально использоваться в аудите.
Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что СБЭ проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств при наличии уголовного или арбитражного дела.
Общие положения о судебной экспертизе, закрепленные в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и судебно-бухгалтерскую.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, составляющее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется, во-первых, в том, что для ее проведения требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономический анализ хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит и др.), и, во-вторых, в том, что объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в документах или в учетных регистрах.
Правовой основой для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случае необходимости. По каждому конкретному делу лицо, производящее дознание, следователь и суд должны разрешать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств. В некоторых случаях, оговоренных законом, экспертиза должна назначаться обязательно (например, при несоответствии результатов ревизии материалам следствия, если разногласия не могут быть устранены в ходе проведения повторной ревизии или если обвиняемый оспаривает результаты ревизии, заявляя, что ревизор не принял к зачету документы, предъявляемые ему обвиняемым).
Аудит же выступает как услуга, которую оплачивает клиент, и которая выполняется с использованием норм гражданского права, хозяйственных договоров и направлена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента.