ВНИМАНИЕ: завал и прижим(Пример: Лава, фото 22)– самые опасные препятствия, часто сопутствуют друг другу!

Ориентиры препятствий

Ориентиры препятствий заранее изучаются по лоциям, техническим описаниям. Про чёткое расположение препятствия можно сделать выводы по картам, по спутниковым снимкам, но на ряде рек только путём береговой разведки и внимательным слежением за изменениями рельефа (кулуары и, соответственно, притоки). Чем более горный характер имеет река, тем сложнее будет ориентирование (меньше времени для оценки ситуации), сложнее и опаснее чалки перед препятствием. Чалка может легко стать аварийной ситуацией (Пример: Улуг-О, К2).

Если есть сомнении в ориентировании, целесообразно зачалиться при ближайшей возможности и сориентироваться, заодно снять физическое и психологическое напряжение, сосредоточится и более реально оценить ситуацию, иначе можно «влететь» в препятствие (Примеры: Тохма, П16; Улуг-О, «Чёртова Дюжина», фото 14)

В случае не очень точных признаков препятствия, которое необходимо осмотреть, устраивается беглый береговой просмотр со сменой осматривающих экипажей. Также делается в случае возможных завалов на реке с высокой скоростью течения.

Общие ориентиры препятствий:

- подходы к реке скальных стенок на поворотах – прижимы (Пример: Косью, фото 15; Улуг-О, фото 015)

- появление скальных обломков в русле (Пример, Улуг-О, фото 16)

- сужение русла, выходы моренных гряд – шивера, порог (Пример: Манарага, фото 17)

- наличие отмелей и островов – могут быть перекаты и разбои (Пример: Чилик, фото 18)

- заметное замедление (подпор) течения – порог с заметным падением (Пример: Улуг-О, фото 19)

- заметное увеличение уклона и скорости струи (Пример: Кубань, фото 20)

- изменение характера шума воды

- изменение глубины русла

- сильное меандрирование узкой лесистой реки – возможны и вероятны завалы (Пример: Уксун, фото 21)

Осмотр:

- посменный беглый береговой просмотр: нужен для протяжённых препятствий, либо для выявления сложного участка, возможных завалов, также для поиска удобного места стоянки на реках с высокой скоростью течения и ограниченными возможностями для чалки. Осуществляется экипажами посменно, обычно при наличие связи по радиостанциям, при этом устанавливаются сигнальщики для мест чалок.

- береговой просмотр 1-м человеком или экипажем в случае потенциально несложного препятствия. Задача такого просмотра выяснить, можно ли идти сходу.

- общий подробный береговой просмотр:препятствие требует, чтобы все экипажи его осмотрели, выбрали линию движения, при таком просмотре обсуждается и выбирается метод, порядок и места страховки. Решается порядок прохождения судов, место старта судов, места чалки судов после прохождения всего препятствия / части препятствия. Выставляется система сигнальщиков, фото и видео операторов. Это основной способ осмотра ключевых порогов.

- В некоторых случаях место старта в порог и удобная тропа осмотра могут быть по разным берегам реки. Также может меняться «рабочий берег», то есть нужно осуществить перечалку всех судов и экипажей на другой берег, иногда это требует перечалки со страховкой (осуществляет сильный экипаж К4) + техника горного туризма - навесная переправа людей и судов.

- Тропа осмотра и тропа обноса/заноса не всегда совпадают друг с другом. Тропа обноса или заноса страховочного судна тоже просматривается заранее, а не с судном на плечах.

- Важно соблюдение дисциплины и избранного порядка осмотра/ заноса вещей.

Прохождение:

- сходу - всеми экипажами походной колонной (Пример: Умба, Карельский, фото 23)

- всеми экипажами поочерёдно после осмотра с вещами или без (Примеры: Большой Зеленчук, «4 Взрывной», фото 24; Уксун, «Храмина», фото 25)

- отдельными экипажами, возможно сборными (Примеры: Винча, фото 26; Кутсайоки, фото 27)

- прохождение препятствия целиком, либо по частям с промежуточными чалками (Пример: Большой Зеленчук, фото 28)

- прохождение только части препятствия (Пример, Винча, фото 29)

- отказ от прохождения

Обнос:

-части препятствия

- всего препятствия(Пример, Кутса, фото 30)

-путём проводки (Пример, Малка, фото 31)

-по тропе (Пример: Уксун, фото 32)

- по подлеску и сложному растительному покрову (Пример: Уксун, фото 33)

- с провешиванием страховочных перил (Пример: Лица-Титовка, фото 34)

- с натягиванием навесной переправы

- с частичной или полной разборкой судов (Пример: Манарага, фото 35)

- всего снаряжения сразу или челночным способом (Примеры: Янис, фото 36; Лебежка -З. Лица, фото 37)

- с установкой базового лагеря и без таковой