Тактика и стратегия водного туристского похода. Безопасность в водном походе. Действия в экстремальной ситуации.

Безопасность группы в спортивном туристском походе / туре складывается из:

- совокупности правильно выбранных и соблюдённых стратегических решений и тактических действий

- знания и умения применять все методы страховки при прохождении водных препятствий

- наличия необходимого количества страховочного снаряжения, отвечающего сложности и специфике выбранного маршрута

- наличие средств связи между экипажами и со службами спасения

- наличие походной аптечки и умения оказывать первую помощь

-наличие полиса страхования медицинских и иных непредвиденных расходов, достаточного для эвакуации пострадавшего члена группы с сопровождающим до места стационара и оказания ему там необходимой медицинской помощи

- постановка группы на учёт в ПСО, сообщение в выпускающую организацию о выходе группы на маршрут и окончании маршрута

- наличие навигационных средств, кроме карт и компаса

Стратегия – в случае похода это подготовка к нему, тщательная разработка маршрута, графика, подбор группы.

1. Разработка маршрута – это изучение всех лоций, карт и отчётов на предмет всех неожиданностей и сложностей, которые могут встретиться:

- возможности заброски и выброски на маршрут, наличие/отсутствие пешей части маршрута

- естественные и искусственные препятствия и способы их преодоления,

- необходимость применения элементов других видов туризма

- стоянки

- автономность маршрута, возможности выхода на связь, популярность среди других туристов

- наличие/отсутствие дров

- настрой местных жителей и обстановка в районе

- климатические особенности региона: погода в данном регионе в данное время, уровень воды, скачки уровня воды (в том числе суточные колебания, не только паводок), весной – время вскрытия рек

- особенности флоры и фауны, как с точки зрения возможной рыбалки, охоты, собирательства, так и с точки зрения возможных опасностей (ядовитые змеи, насекомые, хищные звери, грызуны)

- вероятность природных катаклизмов (обвалы, сели, наводнения, землетрясения, извержения вулканов и т.п.)

- полезные сведения о регионе (телефоны, адреса водителей, спасательных служб, других организаций и лиц, которые могут оказать необходимые услуги или помощь)

2. Оценка реальных технических, физических и психологических возможностей группы, и решение для себя основного вопроса– а можем ли мы вообще идти сюда? Оценка производится всей группой, а не только руководителем.

3. Составление графика: когда маршрут окончательно выбран, то определяется число ходовых дней и весь маршрут разбивается на суточные переходы, намечаются стоянки. Планируется, в какой день предполагается пройти какие препятствия и какое расстояние. Чем более сложные препятствия. Либо чем больше препятствий ожидают группу в этот день, тем меньшее расстояние стоит планировать. Обязательно включаются дневки для отдыха участников, они же могут пригодиться в случае необходимости долгого ремонта судна, или травмы участника, замедляющей маршрут, или возникновения неожиданного препятствия, требующего обноса или большего, чем ожидалось, времени на обработку.

4. Разработка запасных и аварийных вариантов маршрута, сходас маршрута.

- Сход с маршрута происходит потому, что всё не задалось: группа понимает, что не успевает на поезд/самолёт и не хочет жертвовать деньгами, работой, семейными вопросами; возникли какие-то другие более интересные возможности для проведения времени в регионе, более предпочтительные для группы, чем продолжение маршрута; в группе возникли психологические разногласия, не совместимые с дальнейшим продолжением маршрута и т.д. Сход с маршрута – это не аварийный и не запасной варианты, хотя полностью или в части маршрута они могут совпадать.

В случае схода с маршрута, особенно если он не проходит по заранее изученному варианту, необходима разведка, а также решение вопроса о транспортировке снаряжения, особенно, если выходить приходиться пешком (вплоть до оставления части снаряжения, которой можно пожертвовать). В противном случае сход с маршрута может стать не решением проблемы, а аварийной ситуацией. Пример: Малка + фото 1,2,3,4

Также нужно понимать, что, как сход с маршрута, так и использование запасного варианта – это психологически сложная ситуация. Не все члены группы к ней могут относиться одинаково.

- Запасной вариант – изменились условия, но ещё ничего не случилось с вами и со снаряжением (в водных походах чаще всего происходит в самом начале маршрута либо при переброске с реки на реку). Например, прибыв на основную реку, группа сразу оценила, что уровень воды слишком высокий/низкий; возникли сложности с заброской на основную реку; в районе основного маршрута усложнилась обстановка с местным населением или предполагаются природные катаклизмы т.п. Тогда используется запасной вариант маршрута, чтобы не пропал весь поход.

При использовании запасного варианта маршрута необходимо в ПСС/ПСО и МКК. Необходимо ставить группу на учёт в ПСС/ПСО и сообщать в МЧС не только о себе, но и о других группах, если у них возникли трудности или опоздания по графику.
- Аварийный вариант - используется в случае аварии, когда уже с вами или со снаряжением произошло что-то, требующее снятия с маршрута всей группы или части группы (Пример: Красненькая, видео 1)

Существует два понятия, которые следует четко различать: авария и аварийная ситуация

Авария – это такое событие или ряд событий, которые приводят к серьезным нарушениям графика движения, к значительному снижению уровня безопасности группы, либо к сходу группы с маршрута:

- серьезная, не устранимая в походных условиях, поломка одного или нескольких судов

- потеря одного или нескольких судов

- потеря всех или большей части продуктов задолго до окончания маршрута

- потеря важных элементов снаряжения, которое никак не заменить другим имеющимся у группы снаряжением (большое количество весел, не только запасных, но и основных, страховочное снаряжение и т.п.)

- пропажа одного или нескольких участников похода, если поиски приводят к серьезным нарушениям графика маршрута

- серьезное заболевание / травма одного или нескольких участников, требующее срочной госпитализации

- тяжёлая травма или гибель одного или нескольких участников похода (несчастный случай в результате чрезвычайного происшествия)

Аварийная ситуация – это событие, при котором возникает угроза аварии или несчастного случая, но они ещё не наступили:

- значительная, но устранимая в походных условиях поломка судна / нескольких судов (Пример: Красненькая, фото 5)

- навал судна на препятствие (Пример: Кубань, фото 6)

- попадание судна в завал (Пример: Большой Зеленчук, фото 7, Шавла, фото 07)

- смыв или выпадение человека из судна в воду (Пример: Титовка, «Прорыв», фото 8)

- переворот судна (Пример, Кубань, фото 9, Печа, фото 10)

- попадание судна в «держащую» бочку («заварка»), из которой экипаж не может выбраться своими силами (Пример: бочка в «Мельнице», фото 11)

- потеря ориентировки на маршруте

- потеря карт или описания маршрута

- потеря части снаряжения, без которого, в принципе, можно продолжать маршрут, но его отсутствие может вылиться в заболевание участника или в серьёзное отставание от графика (палатки, спальники, котлы, рем. набор, личные рюкзаки и т.п.).

Аварийная ситуация не означает немедленного принятия решения об аварийном выходе. Она может быть разрешена успешно, после чего группа должна удвоить бдительность, усилить страховку, возможно, пожертвовать прохождением ряда препятствий, либо сократить маршрут, но тем не менее продолжить движение по маршруту.

Аварийный выход может сам по себе стать в некотором роде аварийной ситуацией, так как сам по себе он тоже может быть технически сложен, достаточно опасен, связан с большими физическими нагрузками. Часто в водных походах аварийный выход происходит пешком через горы, болото, тайгу/тундру. Не редко приходится жертвовать водным снаряжением, особенно в ситуациях транспортировки пострадавшего или в случае очень длительной пешеходной части (Пример: Аргут, семейная пара, Белая, пропавшая группа). Возможно, что за этим снаряжением вы уже никогда не вернётесь. Решить, чем можно пожертвовать в таком крайнем случае, лучше заранее, обсудив это всей группой.

Если возможны пешие аварийные выходы с маршрута, то крайне важно, чтобы туристы-водники имели опыт пеших походов, а также обладали основными навыками работы с верёвкой, переправ и преодоления других пеших и горных препятствий.

Решение об аварийном выходе должно быть взвешенным, выходить с реки «куда глаза глядят» не получится. Аварийные выходы для каждой части маршрута должны быть заранее проработаны, в том числе с точки зрения того, сколько времени они займут при транспортировке человека с разными травмами и степенью подвижности.

5. Подготовка оборудования и оснащения, его распределение:
- аптечка,
- рем. набор,

- средства связи

- средства навигации
- спасательное личное и общественное снаряжения, оснащение судов,
- распределение дежурств и продуктов и распаковка последних так, чтобы не утонули разом все котлы или вся тушёнка,

- на пешеходной части маршрута распределение веса сообразно физическим данным участников
- у каждого экипажа свой комплект карт и лоций.

6. Подготовка группы:

а) техническая:

- все участники должны иметь достаточный опыт, а экипажи тренировались в своём составе, чтобы на уровне экипаж – капитан возникло полное взаимопонимание,
- все должны уметь не только хорошо и правильно грести, но и ремонтировать снаряжение, оказывать медицинскую помощь, страховать товарищей, готовить.

б) физическая:
- все члены группы имеют достаточную физическую подготовку (люди всё время мокрые, часто при этом холодно; возможны сложные обносы и осмотры; пешие заброски, выброски, волоки, вес снаряжения очень большой) Примеры: Лоймола – Колас, фото 12; Лоймола – Уксун, фото 13
в) морально-волевая (психологическая):
- все члены группы понимают степень риска для жизни, здоровья и по утере материальных ценностей, и документов,
- не растеряются,
- способны контролировать свои чувства,
- знают, что в любой момент удовольствие может вылиться в пахоту и решение серьёзных проблем. Последнее является частью их ожидания, а не неожиданностью. В случае травмы или смерти руководителя, участники не оказываются в шоке и растерянности (Пример: руководитель в трещине).

г) творческая:

- при ремонте судна или снаряжения часто придётся выступать в роли Кулибина, при сложном обносе придумать, как это сделать эффективно, в случае, если что-то испортилось из продуктов либо было забыто, придумать что можно использовать и как в сегодняшнем дежурстве и в последующие дни и т.п.

Тактика – это непосредственное решение стратегических задач, оперативные действия группы на маршруте и в процессе подготовки к нему.

В рамках подготовки чрезвычайно важны тактические действияруководителя по подбору группы:

- организовать встречи группы, тренировочные выезды, обсуждения похода, распределение ролей и т.д.

К тактическим относятся такие действия группы на маршруте как:

- организация движения группы на пешеходной части маршрута

- порядок следования судов и связь между ними с учётом расстояний, скорости течения, шума реки и расстоянием между препятствиями и известными ориентирами препятствий
- решение о прохождении препятствий сходу, с осмотром, с вещами или без, с выставлением страховки и организация выбранного способа

- обнос препятствий и его организация

- организация фото и видеосъёмки препятствий

Разберём более подробнодействия группы на маршруте и требования к спасательно-страховочному личному и общественному снаряжению