Относительная наддиалектность.

Обработанность и упорядоченность.

Наличие развитой письменности, закрепленность в письменности.

Литературный язык как языковая реальность всегда представлен в текстах (реально существующих, а не реконструируемых), и сама сущность литературного языка связана с его употреблением в литературе: художественной, научной, публицистической, деловой и т.п.

Бесписьменных литературных языков не бывает. Формирование русского литературного языка началось со времени появления на Руси письменности.

Литературный язык представляет собой одну из форм национального языка, играющую ведущую роль среди других его разновидностей (просторечие, территориальные и социальные диалекты).

Отбор речевых средств общенародного языка связан с их творческой обработкой мастерами слова. Роль писателей в обработке языка огромна.

Литературно-творческая обработка общенародного языка осуществляется обычно в двух направлениях:

а) отбор из огромного запаса общенародного языка наиболее ярких, жизненных и типических речевых средств;

б) творческое обогащение и развитие этих речевых средств, осуществляемое лучшими мастерами слова.

Отобранные в литературном языке речевые средства как наиболее типичные и выразительные, подвергшиеся нормализации, затем рассматриваются как образцовые, общепринятые в литературном обиходе, как «правильные» и закрепленные традицией.

За пределами литературного языка остаются:

а) диалектные слова и выражения, а также некоторые элементы словообразования и синтаксические конструкции;

б) просторечные слова и значения многих общеупотребительных слов;

в) жаргонная лексика и фразеология;

г) арготические слова и выражения, свойственные, например, воровскому арго, а также арго картежников, людей социального дна;

д) специфические профессиональные термины, имеющие ограниченную сферу употребления и непонятные для неспециалистов.

Творческая обработка речевых средств включает в себя:

а) дальнейшее развитие значений общеупотребительных слов, осуществляемое в соответствии с внутренними законами развития языка;

б) фразеологическое новаторство, обогащающее язык меткими образными изречениями, новыми удачными словосочетаниями;

в) развитие и обогащение средств словесно-художественной изобразительности: сравнений, метафор, эпитетов, перифраз и т.п.;

г) создание новых слов;

д) улучшение и совершенствование грамматического строя языка.

В периоды формирования русской народности, а затем нации, местные диалекты являются важнейшим источником пополнения литературного языка. По мере своего развития литературный язык начинает все более и более опираться не на один какой-либо диалект, а базироваться на всем общенародном языке.