Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов

(строящихся и реконструируемых)

Расположение проходов Ширина, м,не менее
Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал) 1,7
Между параллельно расположенными островными горками* 1,4
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием 1,6
Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками* 2,0
Между кабинами контролеров-кассиров 0,6
Между кассовыми кабинами и торцами островных горок 2,0
Между прилавком и оборудованием за прилавком 0,9
Между прилавками 2,8
Между прилавками и стеной 1,2

*При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей.

Магазины размещают в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях.

Размещение магазинов в первых этажах жилых домов затрудняет рациональную организацию торгового и технологического процессов. Поскольку планировка первого этажа жилого дома подчинена планировке квартир, помещения магазинов имеют глубину не более 12 м и к тому же разделены лестничными клетками. Кроме того, магазины, размещенные в первых этажах жилых домов, создают большое неудобство для населения.

Несколько лучшие условия для организации торгового и технологического процессов имеют встроенно-пристроенные магазины.

Однако наилучшие условия для организации торговли обеспечиваются при размещении магазинов в отдельно стоящих зданиях. Здесь создаются реальные возможности для подчинения устройства и планировки всех помещений требованиям рациональной организации торгового процесса. Примером таких магазинов служат универсальные продовольственные магазины типа «Универсам», строительство которых осуществляется в основном по типовым проектам. Строительство отдельно стоящих зданий является перспективным направлением развития сети магазинов.

Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов. Их подразделяют на следующие группы:

- торговые;

- для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

- подсобные;

- служебные и бытовые;

- технические.

Торговые помещения в магазине являются основными. Они включают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.).

Торговые помещения магазина играют основную роль в непосредственном доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине.

Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся:

разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) помещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между торговыми помещениями и помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина. В эту группу входят: разгрузочные, приемочные, кладовые, помещения для подготовки товаров к продаже, кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов, вспомогательные помещения кафетерия.

Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпадать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными весами. Это дает возможность использовать при разгрузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тарированные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры.

Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение установленного срока хранения, соответствие фактического режима хранения нормативному. Холодильные камеры следует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованного хладоснабжения.

К устройству помещений для подготовки товаров к продаже должны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, зачистка, мойка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные помещения, например, следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товарных потоков в магазине.

Таким образом, устройство и размещение всех помещений для приемки и, хранения и подготовки товаров к продаже следует подчинить требованиям рациональной организации торгового и технологического процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны между собой коридорами шириной не менее 1,8 м.

К подсобным помещениям магазина относятся помещения, используемые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изготовления рекламно-декоративных средств, приемки стеклянной тары от населения, а также моечные.

Подсобные помещения целесообразно размещать в боковой, наиболее отдаленной от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом процессах магазина прямого участия они не принимают.

Кладовую тары размещают вблизи разгрузочной площадки, что позволяет грузить освободившуюся тару на автомашины с минимальными трудовыми затратами. Если в магазине организована приемка от населения стеклянной тары, кладовая должна иметь отдельный вход.

Служебные и бытовые помещения магазина (кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организаций, гардеробные, душевые, туалеты и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помещениями. Если магазин размещен в отдельно стоящем здании, то для сокращения площади застройки целесообразно служебные и бытовые помещения устраивать на втором этаже. Устройство и интерьер этой группы помещений должны обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха работникам магазина. В крупных магазинах целесообразно оборудовать кабинеты психологической разгрузки (релаксации).

К техническим помещениям магазина относятся вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха и др. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назначением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора.

 

Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

• разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

• помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

• помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

• помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

• служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь меж­ду этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениям;

• взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например, мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно или в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

 

В торговле внедрение достижений научно-технического прогресса неразрывно связано с оснащением магазинов различными видами оборудования: весоизмерительным, холодильным, торговыми автоматами и др. Торговую мебель классифицируют по различным признакам: месту использования, назначению, способу установки, материалу изготовления и др. Среди них основным является деление по месту использования. По этому принципу различают торговую мебель для торговых помещений и мебель, находящуюся в помещениях для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Наиболее важную роль в повышении эффективности работы магазина играет торговая мебель, размещенная в торговом зале — основном торговом помещении магазина. Различают основную мебель торгового зала, предназначенную для размещения товаров и работы персонала магазина по обслуживанию покупателей, и вспомогательную, создающую дополнительные удобства для покупателей.

К основной мебели в магазинах самообслуживания относят пристенное оборудование и островные горки, кабины кассиров-контролеров, а в магазинах, осуществляющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, — прилавки для размещения товаров и обслуживания покупателей, шкафы, подшкафники, служащие для выкладки товаров и их хранения на рабочих местах продавцов, кассовые кабины.

Оборудование для выкладки товаров может быть специализированным, изготовленным применительно к особенностям отдельных групп товаров (лотки для выкладки хлебобулочных изделий, прилавки-аквариумы для живой рыбы и т. п.), и универсальным, приспособленным для размещения различных товаров.

При прогрессивной технологии доставки и продажи товаров в качестве оборудования для размещения товаров в торговых залах применяют тару-оборудование, которая может быть использована не только для выкладки товаров, но и для временного хранения дополнительного запаса. Размещать такое оборудование в торговом зале можно в три яруса. Опыт работы универсамов подтверждает, что в этом случае две трети запасов товаров хранятся в торговом зале, позволяя тем самым сократить площадь кладовых.

Вспомогательная мебель торговых залов — это шкафы для хранения личных вещей покупателей, прилавки для размещения инвентарных корзин, столы и прилавки для упаковки товаров покупателями.

К торговой мебели предъявляются функционально-технологические, эргономические, экономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования.

Функционально-технологические требования к торговой мебели предполагают необходимость создания оптимальных условий для обеспечения наиболее рациональных приемов выкладки и размещения товаров, возможность оперативного пополнения их запасов.

В магазинах самообслуживания конструкция торговой мебели должна обеспечивать максимальную вместимость товаров.

Емкость оборудования, его экспозиционная площадь оказывают непосредственное влияние на размер запасов товаров, размещаемых в торговом зале, пропускную способность магазина, эффективность использования торговой площади.

Важным показателем емкости оборудования для выкладки товаров является соотношение экспозиционной и установочной площади. Чем выше это соотношение, тем больше товаров может вместить оборудование. Оборудование для выкладки товаров должно быть удобным и для покупателей, которым следует предоставить возможность вплотную подходить к выставленным товарам, отбирать их в инвентарные корзины и тележки. И, наконец, торговое оборудование должно обеспечивать сохранность качества и внешнего вида товаров.

Эргономические требования предполагают оптимальное соответствие размеров, конструктивных параметров торговой мебели антропометрическим данным человека. Ее конструкция должна быть удобна для торгового персонала, обеспечивать возможность работы без излишних наклонов, поворотов и других движений, вызывающих утомление и дополнительные затраты времени, способствовать росту производительности труда. Оптимальная высота пристенных горок для выкладки товаров в магазинах самообслуживания составляет 180 см, при этом нижняя полка горок должна быть установлена на высоте 30 см от пола, верхняя — на высоте 170 см. Высота прилавков в зоне самообслуживания, столов и прилавков для упаковки товаров, хранения инвентарных корзин и личных вещей покупателей — 75-85 см, ширина — 60-90 см. Кабина кассира-контролера имеет длину 160 см, ширину— 100 см и высоту — 85 см.

Экономические требования предполагают конструктивную простоту торговой мебели, использование для ее производства дешевых материалов. Мебель должна быть прочной, устойчивой, надежной в работе.

Наиболее эффективной является сборно-разборная секционная мебель из взаимозаменяемых унифицированных монтажных элементов.

Мебель торгового зала должна отвечать требованиямсанитарии.Конструкция мебели должна позволять легко ее мыть и чистить.

Эстетические требования выражаются в том, что форма, внешняя отделка, цвет торговой мебели должны гармонировать с общим архи-тектурно-художественным оформлением торгового зала.

К торговой мебели помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения мясных туш, копченостей.

Планировка торгового зала магазина

Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания.

Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями и разрабатываются с учетом следующих требований:

- создания наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам выкладки и размещения;

- эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

- обеспечения свободного движения потоков покупателей;

- рациональной организации расчетных операций.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Такая конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1, 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6х6, 6х9, 6х12 м, но она может быть увеличе­на до 18, 24 м и более.

Основной формой продажи продовольственных и непродовольственных товаров является самообслуживание. При этой форме продажи торговый зал не делят на зоны для покупателей и рабочие места продавцов. В распоряжение покупателей, которые самостоятельно отбирают товары, передается вся площадь торгового зала.

Важным требованием к устройству и планировке торгового зала магазина самообслуживания является рациональная организация движения покупательского потока. Отечественная и зарубежная практика работы магазинов самообслуживания показывает, что наиболее рациональной является такая планировка торгового зала, при которой покупатели движутся по кругу против часовой стрелки и возвращаются к начальному пункту движения. Это обусловлено тем, что они отбирают товары во взятые при входе инвентарные корзины (тележки), которые возвращают обратно при выходе. Кроме того, покупатели, оставившие на хранение при входе в магазин свои личные сумки, должны получить их после расчета за отобранные товары. С учетом этого магазины самообслуживания должны иметь вход-выход, размещенный в правой части торгового зала.

Необходимым требованием к устройству торгового зала является рациональная планировка зон размещения товаров и оборудования, а также проходов для покупателей.

Основной системой планировки в магазинах самообслуживания являетсялинейная. При линейной планировке вся зона размещения товаров, оборудования и проходов для покупателей представляет собой прямые линии в продольном и поперечном направлениях по отношению к продольной оси торгового зала. Для более эффективного использования площади зала при линейной планировке часть оборудования (односторонние горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) следует размещать вдоль трех стен торгового зала.

Планировка торгового зала магазина самообслуживания должна обеспечивать контроль за выходящими из зоны самообслуживания покупателями. Это достигается размещением кабин кассиров-контролеров в едином для всей зоны самообслуживания узле. Кабины устанавливают так, чтобы кассир-контролер сидел лицом к торговому залу, а покупатели подходили к нему с левой стороны.

Количество кабин кассиров-контролеров определяется из расчета одной кабины на каждые 80 м2 площади торгового зала. Однако следует учитывать и интенсивность покупательских потоков, поэтому во избежание очередей в расчетном узле в часы пик многие крупные магазины увеличивают число кабин кассиров-контролеров, доводя обеспеченность ими до 60 м2 площади торгового зала на одну кабину.

За пределами узла расчета устанавливают столы, на которых покупатели перекладывают купленные товары из инвентарных корзин или тележек в личные сумки.

В крупных продовольственных магазинах самообслуживания организуют отделы продажи товаров по заказам, а также кафетерии. Их следует размещать так, чтобы покупатели могли посещать их, минуя зону самообслуживания.

В настоящее время в проекты торговых зданий конструктивно закладывается принцип так называемой гибкой планировки, предусматривающий ограничение устройства капитальных перегородок, создания условий для укрупнения площади торговых помещений и их модернизации.

Перепланировка торговых помещений необходима при совершенствовании форм торгового обслуживания, внедрении нового оборудования, расширении торгового ассортимента и дополнительных услуг покупателям.

Планировка торгового зала должна обеспечивать рациональное использование его площади и оборудования. Эффективность использования торговой площади и оборудования в магазинах самообслуживания оценивается размерами установочной и экспозиционной площадей и определяется коэффициентами.

Установочной называют часть площади торгового зала, занятую под оборудование для выкладки товаров.

Коэффициент установочной площади рассчитывается по формуле:

Ку = Поб : По,

где Ку — коэффициент установочной площади;

Поб — площадь торгового зала, занятая оборудованием с товарами, м2;

По — общая площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Экспозиционная (демонстрационная) площадь — это площадь выкладки товаров, слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров.

Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по формуле:

Кэ = Пэ : По

где Кэ — коэффициент экспозиционной площади;

Пэ — экспозиционная площадь, м2;

По — общая площадь торгового зала, м2.

В зависимости от вида, назначения и конструкции торгового оборудования коэффициент экспозиционной площади может быть различным. На его снижение в продовольственных магазинах влияет наличие в общем количестве оборудования торгового зала охлаждаемых горок, которые имеют соотношение установочной и экспозиционной площадей 1:1. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Повышение установочной площади в магазинах с интенсивным покупательским потоком ведет к неудобствам и стесненности. Увеличение экспозиционной площади также не всегда оправдано, так как приводит к расширению кладовых и камер хранения. Поэтому выбор оптимальных значений и соотношения коэффициентов установочной и экспозиционной площадей является важной частью проектирования.

Рекомендуемые примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в продовольственных магазинах самообслуживания приведены в табл. 3.2.

Таким образом, коэффициент эффективности использования торговой площади и оборудования магазина (Кэф) рассчитывается как отношение фактических значений коэффициентов установочной и экспозиционной площадей к нормативным. При соответствии фактических и нормативных данных коэффициентов установочной и экспозиционной площадей Кэф =0,25; при частичном отклонении Кэф = 0,15; при полном несоответствии Кэф = 0.

 

Таблица 3.2 Примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в магазинах самообслуживания

Площадь торгового зала, м2 Коэффициент установочной площади Коэффициент экспозиционной площади в магазинах
с универсальным ассортиментом молочных, мясо-рыбных прочих
До 250 0,32 0,65 0,70
251-650 0,30 0,72 0,60 0,68
651-1000 0,29 0,70 0,68
свыше 1000 0,27 0,68
В среднем 0,30 0,70 0,63 0,68

Для рациональной организации торгового и технологического процессов и повышения эффективности использования торговой площади и оборудования магазина важное значение имеет размещение товаров и товарных групп на площади торгового зала.

В качестве базисных показателей для расчета необходимого для каждой группы товаров оборудования и торговой площади используются два: запас товаров, который должен храниться в торговом зале, и стоимость товаров определенной группы, размещаемых на одном квадратном метре экспозиционной площади. Первый показатель может быть получен из отчетов материально ответственных лиц и материалов инвентаризации, второй определяется на основе расчетов. Располагая этими двумя показателями, можно рассчитать необходимую торговую площадь и количество оборудования для выкладки каждой группы товаров. Расчет ведут по формуле:

Кг = (Тзм ) : Пэ,

где Кг — необходимое количество горок для товарной группы, единиц;

Тз — товарный запас в торговом зале по группе товаров, руб.;

Тм — стоимость товаров данной группы, размещенных на одном квадратном метре экспозиционной площади, руб.;

Пэ — экспозиционная площадь одной горки, на которой будет размещена товарная группа, м2.

Площадь торгового зала для размещения рассчитанного количества горок определяют по формуле:

П = (У1 ´ Кг ) : Ку ,

где П — площадь торгового зала, необходимая для размещения това­ров данной группы, м2;

У1 — установочная площадь одной горки, м2;

Кг — необходимое количество горок, единиц;

Ку — принятый для магазина коэффициент установочной площади.

Не все магазины даже в перспективе станут магазинами самообслуживания. В частности, не будут переведены на самообслуживание магазины по продаже ювелирных изделий, а также небольшие по площади магазины, размещенные в неудобных помещениях старого жилого фонда.

Самой распространенной планировкой торгового зала таких магазинов является линейное размещение рабочих мест продавцов. В зависимости от глубины торгового зала применяются различные варианты линейной планировки.

При глубине торгового зала 6-7 м шкафы и прилавки размещают в одну линию, вплотную к стене, отделяющей торговый зал от подсобных помещений. Если глубина торгового зала превышает 8 м, рабочие места продавцов могут быть размещены вдоль двух или трех стен.

Выбор варианта линейной планировки рабочих мест зависит не только от размера и формы торгового зала; необходимо соблюдать также следующее требование: площадь, занятая рабочими местами продавцов, не должна превышать 40% площади торгового зала.

Кассовые кабины следует размещать по фасадной линии торгового зала, а не по линии оборудования рабочих мест продавцов. Оптимальная глубина и ширина кассовых кабин 1,5 м.