Должностные инструкции
1. Общие положения.
2. Должностные обязанности.
3. Права.
4. Ответственность.
5. Связи по должности.
Учетная политика. В приказе об учетной политике отражают:
- выбор одного способа учета из нескольких;
- специфику формирования своих активов;
- выбор определенной формы учета.
Методика построения учетной политики может сводится к четырем способам:
1. функциональный (амортизационная политика, оценочная политика, дивидендная политики и т.п.)
2. объектный (учет ОС, НМА и т.д.)
3. объектно-функциональный (для БУ, УУ, НУ)
4. элементный (метод БУ)
Документация | Инвентаризация | Оценка | Калькуляция | Счета | Двойная запись | Баланс | Отчетность |
Первичное наблюдение | Стоимостное измерение | Текущая группировка | Итоговое обобщение | ||||
Реквизиты и формы первичных документов, документооборот и т.д. | Периодичность и масштабы инвентаризации, порядок ее проведения | Способы оценки имущества и обязательств | Способы калькуляции себестоимости продукции и т.д. | План счетов | Схемы отражения в учете отдельных фактов хозяйственной жизни | Состав статей баланса, способы оценки имущества и обязательств | Реквизиты и формы счетов, состав статей и т.д. |
Стандартная структура и может состоять из:
- общих положений;
- ссылок на нормативные акты;
- условий признания объектов в учете;
- оценки объектов (первоначальная стоимость, изменение оценки и т.д.).
Текст может содержать проводки и примеры, иллюстрирующие бухгалтерские операции. В приложении к руководству можно еще больше конкретизировать методы учета. Допустим, в приложении к "Учету основных средств" раскрыть специфику учета:
- отдельных видов основных средств (например, "Учет зданий и сооружений", "Учет технологического оборудования" и т.д.);
- в отдельных операционных сегментах (например, "Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность", "Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность" и т.д.);
- по географическим сегментам (например, "Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе", "Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе" и т.д.).
Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки.
Отдельно следует утвердить Руководство по бухгалтерской отчетности, установив в нем требования к составу и формам отчетности с указаниями по их заполнению.
Инструкции, которые расписывают конкретные операции в учетной работе бухгалтерских служб и персонала. В отличие от документов второго уровня они регламентируют работу конкретных исполнителей - содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов, инструкция по расчету амортизационных отчислений и т.д.).