Должностные инструкции

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности.

3. Права.

4. Ответственность.

5. Связи по должности.

 

Учетная политика. В приказе об учетной политике отражают:

- выбор одного способа учета из нескольких;

- специфику формирования своих активов;

- выбор определенной формы учета.

Методика построения учетной политики может сводится к четырем способам:

1. функциональный (амортизационная политика, оценочная политика, дивидендная политики и т.п.)

2. объектный (учет ОС, НМА и т.д.)

3. объектно-функциональный (для БУ, УУ, НУ)

4. элементный (метод БУ)

Документация Инвентаризация Оценка Калькуляция Счета Двойная запись Баланс Отчетность
Первичное наблюдение Стоимостное измерение Текущая группировка Итоговое обобщение
Реквизиты и формы первичных документов, документооборот и т.д. Периодичность и масштабы инвентаризации, порядок ее проведения Способы оценки имущества и обязательств Способы калькуляции себестоимости продукции и т.д. План счетов Схемы отражения в учете отдельных фактов хозяйственной жизни Состав статей баланса, способы оценки имущества и обязательств Реквизиты и формы счетов, состав статей и т.д.

Стандартная структура и может состоять из:

- общих положений;

- ссылок на нормативные акты;

- условий признания объектов в учете;

- оценки объектов (первоначальная стоимость, изменение оценки и т.д.).

Текст может содержать проводки и примеры, иллюстрирующие бухгалтерские операции. В приложении к руководству можно еще больше конкретизировать методы учета. Допустим, в приложении к "Учету основных средств" раскрыть специфику учета:

- отдельных видов основных средств (например, "Учет зданий и сооружений", "Учет технологического оборудования" и т.д.);

- в отдельных операционных сегментах (например, "Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность", "Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность" и т.д.);

- по географическим сегментам (например, "Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе", "Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе" и т.д.).

Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки.

Отдельно следует утвердить Руководство по бухгалтерской отчетности, установив в нем требования к составу и формам отчетности с указаниями по их заполнению.

Инструкции, которые расписывают конкретные операции в учетной работе бухгалтерских служб и персонала. В отличие от документов второго уровня они регламентируют работу конкретных исполнителей - содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов, инструкция по расчету амортизационных отчислений и т.д.).