Тема 4. Инфраструктура розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность предприятий розничной торговли, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.) и расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Предприятие розничной торговли - это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничную торговую сеть подразделяют по видам на стационарную и нестационарную.
С т а ц и о н а р н а я с е т ь является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям.
К стационарной сети относятся магазины, павильоны, киоски и палатки.
Магазин — это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Н е с т а ц и о н а р н а я т о р г о в а я сеть функционирует по принципам разносной и развозной торговли. Она представлена лотками, автолавками, цистернами и автоцистернами, магазинами-вагонами и магазинами-судами, торговыми автоматами. Автолавки широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. и. Магазины-вагоны и магазины-суда используют для снабжения, соответственно, работников железнодорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов нецелесообразно. Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалась.
Разносная торговля с лотков организуется для продажи мороженого, табачных изделий и некоторых других товаров.
Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобретении товаров, широком применении современных форм обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников.
Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют м е л к о р о з н и ч н о й. Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать для ее строительства дешевые материалы. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей при выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.
ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
• изучение покупательского спроса на товары;
• формирование ассортимента товаров;
• составление заявок на завоз товаров;
• оказание торговых услуг покупателям;
• рекламирование товаров и услуг.
Основными технологическими функциями являются:
• приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
• хранение товаров;
• выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.)
• внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
• продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
• выполнение расчетов с покупателями.
Наряду с перечислениями розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительные услуг (доставка купленных товаров по указанному покупателем адресу, консультации специалистов о правилах пользования товарами и др.).
Предприятия розничной торговли в соответствии с введенным с 2002 г. ГОСТом классифицируют по следующим основным признакам:
• виды и особенности устройства;
• особенности объемно планировочного решения здания;
• товарная специализация;
• размер торговой площади;
• тип предприятия;
• применяемые методы продажи;
• функциональные особенности предприятия;
• организационно-правовые формы хозяйствования.
По видам и особенности устройства розничные торговые предприятия подразделяет на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, ларьки, киоски, автомагазины и др.
В общей численности предприятий розничной торговли преобладают м а г а з и н ы. Они располагают комплексом размещенных в капитальных зданиях торговых и неторговых помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в магазинах средства механизации различных трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников.
М а г а з и н ы – с к л а д ы осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.
П а в и л ь о н ы представляют собой сооружения легкого некапитального типа с торговым залом и неторговыми помещениями.
П а л а т к и, л а р ь к и и к и о с к и относятся к мелкорозничной торговой сети. Это торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для обслуживания покупателей. Они предлагают более узкий ассортимент товаров по сравнению с магазинами.
К мелкорозничной торговой сети относятся и а в т о м а г а з и н ы, а также другие средства передвижной торговли, приспособленные для торговли вразвоз или вразнос. Они применяются в основном для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины (например, из-за небольшой численности населения). В последние годы автомагазины стали использовать и в крупных городах в местах большого скопления людей.
Т о р г о в ы е а в т о м а ты для продажи напитков или мелкоштучных товаров также являются объектами мелкорозничной торговой сети.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
О т д е л ь н о с т о я щ и е м а г а з и н ы размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам.
Все помещения в с т р о е н н о г о м а г а з и н а располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.
Помещения в с т р о е н н о – п р и с т р о е н н о г о магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но ив объемах, вынесенных за эти габариты.
П р и с т р о е н н ы м называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными состенами жилого дома.
Т о р г о в ы й ц е н т р представляет собой комплекс функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории.
Товарная специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.
По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:
• продовольственные;
• непродовольственные;
• смешанные (предназначенные для торговли продовольственными и непродовольственными товарами).
В свою очередь продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:
· универсальные;
· комбинированные;
· специализированные.
Универсальный магазин— это предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т. д.).
Комбинированные магазиныосуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) родственных групп товаров (галантерея — парфюмерия — трикотаж:, часы — ювелирные изделия, овощи — фрукты, мясо — рыба) (магазин «Продукты», «Промтовары», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.).
Специализированные магазины с широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (обувь, одежда, молоко, хлеб).
В специализированных магазинах с узким ассортиментомпредставлена часть какой-либо товарной группы (детская обувь, мужская одежда, хлопчатобумажные ткани, сыры, соки).
По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие - до 250м2, средние - от 251 до 1000, крупные - от 1001 до 5000 и особо крупные - свыше 5000 м2.
На типы магазины подразделяют в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади.
Действующая классификация предусматривает следующие типы предприятий розничной торговли:
• гипермаркет: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 5000 м2;
• универмаг: предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле — от 3500 м2, в сельской торговле — от 650 м2;
• универмаг «Детский мир»: предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь — от 2500 м2;
• магазин-склад: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению. Торговая площадь — от 650 м2;
• универсам (супермаркет): предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 400 м2;
• гастроном: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Торговая площадь от 400 м2;
• магазин «Товары повседневного спроса»: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 100 м2;
• магазин «Продукты» (минимаркет): предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь — от 18 м2;
• дом торговли: предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь - от 1000 м2;
• магазин «Промтовары»: предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых — швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торговая площадь — от 18 м2;
• комиссионный магазин: предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организации или отдельных лиц на комиссионных началах.
По методам продажи различают предприятия, торгующие посредством самообслуживания, через прилавок обслуживания, по образцам и др.
С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.
В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т. д.
РАЗМЕЩЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ В ГОРОДАХ
Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на территории города.
При размещении магазинов в городах следует учитывать ряд факторов:
• градостроительные - величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда;
• транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального транспорта, размещение трамвайных, автобусных остановок, станций метро;
• социальные — необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания;
• экономические — обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня доходности магазинов.
Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равномерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое.
Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям и, в первую очередь, к магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.
Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлеба, молока, мяса, рыбы, овощей при отсутствии универсального продовольственного магазина или универсама позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.
Не менее важным является принцип ступенчатого размещения розничных торговых предприятий, в соответствии с которым вся сеть магазинов делится на предприятия местно
М а г а з и н ы м е с т н о г о з н а ч е н и я (универсамы, магазины «Продукты») располагаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т. д.). Радиус их деятельности составляет примерно 500 м.
М а г а з и н ы г о р о д с к о г о значения предназначены для обслуживания населения всего города, они должны предоставить покупателям возможность максимального выбора товаров и услуг. Сюда относятся универмаги, а также специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
го и городского значения.
Пример ступенчатого размещения широкий ассортимент кондитерских изделий обеспечивается в кондитерском магазине, размещенном на центральной магистрали города, а карамель и конфеты наиболее частого спроса можно купить в магазине по месту жительства .Таким образом создаются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгующие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.
Перспективным направлением в организации розничной торговой сети является размещение магазинов в составеторговых центров.
Торговый центр — это совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг. Торговый центр расположен на определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое и предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.
Для объектов мелкорозничной торговли наиболее целесообразным является функционирование их в составе торговых комплексов.
Торговый комплекс - это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Рынок — это организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Рынки подразделяют на сельскохозяйственные (бывшие колхозные), продовольственные, вещевые и смешанные.
Как правило, рынкам предоставляются определенные льготы в налогообложении - их относят к льготной категории налогоплательщиков с соответствующим понижающим коэффициентом. Со своей стороны, они обязаны определенный процент торговых мест предоставлять бесплатно льготным категориям торгующих - пенсионерам, инвалидам и др.
Правильное размещение торговой сети должно обеспечить:
• оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;
• рациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых объектов;
• рационализацию товарного ассортимента за счет организации крупных торговых объектов;
• рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению.
Основные требования к устройству магазинов.
устройство и размещение магазинных помещений
В соответствии с действующими нормативными правилами на всех предприятиях розничной торговли должны выполняться санитарно-гигиенические требования, требования противопожарной безопасности, электро- и взрывобезопасности, экологической безопасности.
Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности, а машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства — иметь сертификаты соответствия.
В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства, обеспечивающие инвалидам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг.
Магазины должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу, а прилегающая территория — освещаться в ночное время.
На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м.
Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса.
В помещении предприятия следует разместить информацию о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.
В строящихся и реконструируемых магазинах при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов.
Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателю удобство выбора и приобретения товаров.
Таблица 3.1