Бухгалтерской информации, составляющей коммерческую тайну
Объем и границы
Данные бухгалтерского учета и связанная с ними информация могут представлять интерес как для легальных, так и нелегальных ее пользователей. Не секрет, что зачастую информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим заинтересованным лицам (например конкурентам, криминальным элементам и т. п.)- Поэтому обладатель информации имеет право принимать меры к охране ее конфиденциальности. Правоотношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) (в частности, ст. 139) и другими федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 определен Перечень сведений конфиденциального характера. Пункт 5 вышеупомянутого Перечня касается соблюдения коммерческой тайны. К коммерческойтайне относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами:
- о структуре производства, производственных мощностях, типах и размещении оборудования, запасах товарно-материальных ценностей;
- применяемых оригинальных методах управления организацией;
- подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства; по коммерческим, производственным, научно-техническим и другим вопросам;
- планах расширения или свертывания производства отдельных видов продукции;
- планах инвестиции, закупок, продаж;
- результатах совещаний руководства;
- состоянии расчетов организации;
- финансовом состоянии организации;
- об оригинальных методах и результатах маркетинговых исследований;
- о контрагентах и конкурентах, не содержащиеся в общедоступных источниках;
- подготовке, ходе и результатах переговоров с партнерами;
- сведения, конфиденциальность которых определена в договорах (соглашениях, контрактах);
- идеи и результаты НИОКР;
- техническая документация и технологические условия к разрабатываемым проектам;
- о коммерческой тайне организаций-партнеров, предоставленные на доверительной основе или в ходе совместных проектов. Например, коммерческий представитель в силу ст. 184 ГК РФ обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках даже после их завершения;
- о личности или имуществе, предоставленные страховщику (ст. 946 ГК РФ);
- тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте (ст. 851 ГК РФ);
- содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (п.. 4 ст. 10 Закона "О бухгалтерском учете");
- налоговая тайна, которую составляют любые полученные налоговым, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
• разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
• предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 122 Налогового кодекса РФ поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням. определяемым соответственно Министерством по налогам и сборам РФ, органами государственных внебюджетных фондов, ГТК России.
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей (ст. 102 НК РФ).
Отметим также, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно ст. 66 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, а органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Исходя из данного положения, а также общеюридического принципа, гласящего "все, что прямо не запрещено законом, — разрешено, руководство фирмы может самостоятельно определять перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне, включив в него отдельные виды информации по своему усмотрению из числа не запрещенных законодательством. Такой перечень целесообразно оформить приказом по организации и довести его до сведения всех сотрудников.
Трудовой договор с работником, который по долгу службы имеет доступ к служебной или коммерческой тайне организации, может содержать в разделе "Обязанности работника" требование о неразглашении этих сведений (ст. 57 Трудового кодекса РФ) либо может быть подписано работником Обязательство о неразглашении коммерческой тайны, например по следующей форме:
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
о неразглашении коммерческой тайны
10.10.2003
Я, Иванов И. И.
в качестве работника ООО ПКФ «АСТАТ»
в период трудовых (служебных) отношений с предприятием (его правопреемником) и в течение 5(пяти) лет после их окончания обязуюсь:
- не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, которые мне будут доверены или станут известны по работе (службе);
- не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, без согласия предприятия;
- выполнять относящиеся ко мне требования приказов и инструкций по обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия;
- в случае попытки посторонних лиц получить от меня сведения о коммерческой тайне предприятия немедленно сообщить об этом Директору
(должностное лицо или подразделение предприятия)
- сохранять коммерческую тайну тех предприятий, с которыми имеются деловые отношения предприятия;
- не использовать знание коммерческой тайны предприятия для занятий любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб предприятию;
- в случае моего увольнения все носители коммерческой тайны предприятия (рукописи, черновики, чертежи, дискеты, распечатки на принтерах, кино-, фото-, аудио-, видеоматериалы, модели, изделия и пр.), которые находились в моем распоряжении в связи с выполнением мною служебных обязанностей во время работы на Предприятии, передать Нач. коммерческого отдела
(должностное лицо или подразделение предприятия)
- об утрате или недостаче носителей коммерческой тайны, удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (металлических шкафов), личных печатей и о других фактах, которые могут привести к разглашению коммерческой тайны предприятия, а также о причинах и условиях возможной утечки сведений, немедленно сообщать Директору
(должностное лицо или подразделение предприятия)
До моего сведения доведены с разъяснениями соответствующие положения по обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия.
Мне известно, что нарушение этих положений может повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ в виде лишения свободы, денежного штрафа, обязанности по возмещению ущерба предприятию (убытков, упущенной выгоды и морального ущерба) и других наказаний.
Должность Подпись И. О. Фамилия
Государство, в лице законодателя, стремится дать организации (предпринимателю) инструменты защиты принадлежащей ей документированной информации, а также предусматривает ответственность за нарушение коммерческой тайны.
Например, ст. 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 №948-1 (с изменениями от 09.10.2002) относит получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца к формам недобросовестной конкуренции.
Действует также ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ (с измен, от 10.01.2003), определяющий права собственника информации на ее защиту и механизмы защиты, в том числе с помощью государственных институтов,.
Нормативно-правовые документы предусматривают ответственность лиц. незаконными методами получивших информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну; работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну; контрагентов, сделавших то же вопреки гражданско-правовому договору. Все эти лица в силу ст. 139 ГК РФ обязаны возместить нанесенный владельцу сведении ущерб.
Должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности имеют доступ к информации, составляющей коммерческую тайну коммерческих и некоммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей, несут имущественную ответственность за ее разглашение.
Так, согласно ст. 25 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сотрудники федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Как неправомерное разглашение сведений, так и непредставление необходимой информации могут стать поводом для привлечения виновных к уголовной или административной ответственности. Уголовная ответственностьза незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, предусмотрена ст. 183 УК РФ, согласно которой:
- собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем хищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет;
- незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
Статья 5.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) определяет ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных Договоров, соглашений, как наложение штрафа на виновных лиц в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Данные бухгалтерского учета, бухгалтерская информация используются гораздо шире, чем это принято считать. Отметим, что пользователи информации могут быть разделены приблизительно на следующие группы:
— администрация — руководители и управленческий персонал, которые несут полную ответственность за деятельность предприятия и достижение целей, стоящих перед ним. Успешно работающие менеджеры часто принимают решения, основываясь ни данных бухгалтерского учета, анализируя их. Чаше всего их интересуют следующие вопросы:
• какова чистая прибыль за последний квартал?
• является ли норма прибыли акционеров (или владельцев) адекватной их ожиданиям?
• достаточно ли оборотных денежных средств?
• реализация каких товаров наиболее прибыльна?
• какова себестоимость каждого произведенного продукта?
— пользователи с прямым финансовым интересом:
• настоящие и потенциальные инвесторы, анализируя отчеты, пытаются определить финансовые перспективы организации в будущем, целесообразность вкладывания в нее средств;
• настоящих и потенциальных кредиторов интересует наличие у организации денег для выплаты процентов и своевременного погашения долга;
• конкуренты на рынке сбыта и контрагенты также тщательно изучают отчеты с целью определения сильных и слабых сторон организации, ее потенциальных возможностей;
- пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом. За последнее время общество в целом, в лице правительственных служащих и общественных групп, стало одним из самых важных пользователей;
- налоговые органы контролируют правильность уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. По каждому налогу в соответствии с законодательством требуется составлять специальную налоговую декларацию (или расчет);
- регулирующие органы. Большинство организаций предоставляет информацию одному или нескольким регулирующим органам на уровне государства, области и города. Например, организации, предоставляющие коммунальные услуги (электричество и газ), должны обосновывать свои тарифы на основе бухгалтерских отчетов;
- другие группы:
• профессиональные союзы изучают финансовые отчеты организаций при подготовке к заключению коллективных договоров;
• консультанты инвесторов и кредиторов также имеют непрямой интерес к финансовой деятельности и перспективам бизнеса;
|
|