Качественные характеристики информации (требования).
Таблица 1 - Сравнение финансового и управленческого учета
Качественные и количественные характеристики бухгалтерской информации
Для целей управления информация подразделяется на информацию финансового и управленческого учета (рис. 3). Чтобы оценить ее объем и специфичность, необходимо ясно представлять цели и задачи каждого из этих видов учета, их принципиальные отличия (см. табл. 1).
Область сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
Основные потребители | Лица и организации вне хозяйственной единицы | Различные уровни внутрифирменного управления |
Виды систем Б/У | Система двойной записи | Используется любая система, которая дает результат |
Свобода выбора | Обязательное следование общепринятым принципам Б/У | Нет ограничений |
Измерители | Денежные | Любые |
Основной объект анализа | Хозяйственная единица в целом | Различные структуры и подразделения |
Частота составления | Квартальная и годовая | Когда требуется |
Степень надежности | Требует объективности, небольшого числа показателей | Сильно зависит от целей управления (планирования) |
Примечание: Б/У — бухгалтерский учет.
Необходимо помнить, что информация финансового учета является приблизительной, а не абсолютно точной. Бюро бухгалтерских стандартов США (Financial Accounting Standards Board — FASB) подчеркивает данный факт следующим образом: "информация, предоставляемая в финансовой отчетности, чаще основывается на приблизительных, а не точных измерениях. Эти данные часто базируются на предположительных оценках, условных классификациях, субъективных обобщениях и распределениях по какому-либо признаку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой связи проблема толкования и правильного использования информации частично ложится на лицо, принимающее решения (ЛПР). В свою очередь, доступность информации для понимания зависит от ЛПР и бухгалтера. Бухгалтер предоставляет ту информацию, которая, как предполагается, в целом является полезной (рис. 3), но пользователь должен ее правильно истолковать и применить при выработке решений (рис. 4).
Для облегчения процесса толкования отчетной информации FASB) разработал качественные характеристики учетной информации, которые одновременно выступают стандартами для ее оценки. Помимо этого, существуют общепринятые допущения, используемые при ведении учета и составлении отчетности, которые облегчают интерпретацию информации (рис. 4).
Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна соответствовать требованиям и ограничениям.
Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:
· Понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей;
· Уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия, независимо от существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности.
· Надёжность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:
· Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности;
· Приоритет содержания над формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;
· Нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определённых групп пользователей;
· Осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;
· Полнота (completeness) – в отчётности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчётный период.
· Сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчётности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учётной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.
Международные стандарты устанавливают определённые ограничения уместности и надежности информации:
· Своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного соотнесения надёжности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчётности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями;
· Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки;
· Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.