Гибкость ГАП

Классификация ГПС

Стандартом определены следующие признаки классификации гибких производственных систем:

- Комплексность изготовления изделий

операционная - выполняет одну или несколько технологических операций изготовления изделия;

предметная - изготавливает отдельные детали сборочных единиц;

узловая - изготавливает комплекты деталей сборочных единиц и осуществляет сборку узлов)

-Разновидность обрабатываемых изделий: насколько разнообразную номенклатуру изделий возможно изготавливать в рамках данной ГПС. (определяется классификатором ЕСКД

 

- Уровень автоматизации:

1-й уровень автоматизации - автоматизированная переналадка при изготовлении освоенных изделий;

2-й уровень автоматизации - автоматическая переналадка при изготовлении освоенных изделий;

3-й уровень автоматизации - автоматизированная переналадка при переходе на изготовление новых изделий;

Уровни автоматизации ГПМ и ГПЯ устанавливаются в зависимости от автоматически выполняемых ими функций, перечень которых должен регламентироваться в соответствующих стандартах на конкретные виды ГПМ и ГПЯ.

 

 

Гибкие производственные системы отличаются от технических систем, состоящих из универсального оборудования и автономно работающих станков с ЧПУ и от производств, оборудованных станками-автоматами и полуавтоматами в линии с механической связью. От производств, оснащенных универсальным оборудованием и станками с ЧПУ, ГПС отличаются высокой производительностью оборудования и труда как за счет одновременного выполнения многих операций производственного процесса с одной установки обрабатываемого предмета труда, так и за счет того, что ГПС может работать в автоматическом режиме круглосуточно. От автоматических линий ГПС отличается гибкостью в широком смысле слова, что позволяет обрабатывать в нем широкую номенклатуру изделий и быструю смену объектов производства.

Обладая широкой гибкостью, ГПС обеспечивает высокую производительность оборудования, приближающуюся к уровню производительности АЛ и линий, скомпонованных из специализированных станков. Основной показатель ГПС – степень гибкости – может быть определен количеством затрачиваемого времени, количеством необходимых дополнительных расходов, при переходе на выпуск изделий j-го наименования, а также широтой номенклатуры выпускаемой продукции.

Следует отметить, что понятие степень гибкости производственной системы – это не однозначный, а многокритериальный показатель. В зависимости от конкретной решаемой задачи ГПС выдвигаются различные аспекты гибкости, такие как:

1) машинная гибкость – простота перестройки технологического оборудования для производства заданного множества изделий j-го наименования;

2) технологическая гибкость – способность системы производить заданное множество деталей j-го наименования разными вариантами технологического процесса;

3) структурная гибкость – возможность расширения ГПС за счет введения новых дополнительных технологических модулей, а также возможность объединения нескольких систем в единый комплекс;

4) гибкость по объему выпуска – способность системы экономично изготавливать изделия j-го наименования при различных размерах партий запуска и может быть охарактеризована минимальным размером партии, при котором использование системы остается экономически эффективным;

5) гибкость по номенклатуре – способность системы к обновлению выпуска продукции и характеризуется сроками и стоимостью подготовки производства нового наименования деталей. В мелкосерийном производстве в качестве показателя гибкости номенклатуры можно принять максимальный коэффициент обновления продукции, при котором использование системы остается экономически эффективным.

Важное значение для обеспечения гибкости по номенклатуре имеет унификация конструктивных и технологических решений, достигаемая за счет автоматизации процессов конструирования изделий и технологической подготовки производства, а также широкого применения принципов групповой технологии, являющейся технологическим фундаментом современных механообрабатывающих производств.

Следует отметить, что перечисленные виды гибкости тесно связаны между собой и улучшение одного показателя гибкости может вызвать ухудшение другого. Поэтому при сопоставлении различных ГПС, особенно при анализе вариантов на стадии проектирования, желательно пользоваться не качественными оценками, а некоторой системой количественных характеристик.

 

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)