Запись упражнений художественной гимнастики.
Лекция №4. Правила записи упражнений на снарядах, вольных, акробатических и художественной гимнастики.
Запись упражнений на гимнастических снарядах.
Запись упражнений на гимнастической стенке, скамейке и в парах.
Запись акробатических упражнений.
Запись вольных упражнений.
Запись упражнений художественной гимнастики.
1. Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов (статические упражнения) и различных переходов из одних положений в другие (динамические упражнения).
В упорахплечи находятся выше точек хвата, например: упор (рис. 56), упор на предплечьях (рис. 57), упор ноги врозь правой (рис. 58) или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках (рис. 59), упор руки в стороны на кольцах (крест) (рис. 60).
В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис (вис стоя) (рис. 61), вис прогнувшись (рис. 62), вис согнувшись (рис. 63).
Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев (рис. 64), вис лежа (рис. 65), упор лежа ноги врозь (рис. 66), упор стоя (Рис. 67).
Способ держания за снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: снизу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и скрестный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается). Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а кисти согнуты и лежат на опоре сверху (кольца, концы жердей).
Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре (рис. 68), стойка на плечах (рис. 69) В седах опора руками не должна быть основной. В противном случае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь (рис. 70), упор сзади (рис. 71). На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные термины.
К динамическим упражнениям на снарядах относятся подъемы, спады и опускания, вскоки и соскоки, обороты, перевороты и сальто, перелеты и прыжки, маховые упражнения и упражнения в каче и их разнообразные сочетания. Подъемы выполняются в упор, спады и опускания — в вис. В этих случаях конечные положения не указываются. Во всех иных случаях необходимо указывать, в какое конечное положение выполняется спад, подъем или опускание, например: подъем махом вперед в упор углом, спад назад в вис согнувшись, опускание в вис прогнувшись (из стойки на руках).
В записи упражнения на снаряде статические элементы указываются как исходные (в начале упражнения) или конечные положения, принимаемые в результате выполнения предыдущего динамического элемента, например: кувырок вперед в сед ноги врозь, оборот назад в стойку на руках. И наоборот, динамический элемент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента, например: махом назад стойка на плечах, махом вперед поворот кругом, переворотом назад соскок.
Если два элемента комбинации взаимосвязаны, то в записи они соединяются:
союзом «и» — если они выполняются друг за другом последовательно, слитно, без остановки между ними, например: выкрут вперед и выкрутом назад соскок;
предлогом «с» — если элементы выполняются одновременно, например: подъем махом вперед с поворотом кругом.
Упражнения на снарядах записываются, как правило, в непрерывной форме, в строчку. Пример:
«Брусья низкие: из упора стоя хватом за концы жердей вскок в упор — упор углом — силой согнувшись, сгибая руки, стойка на плечах — кувырок вперед и подъем махом назад» и т.д.
2.Общеразвивающие упражнения, выполняемые на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, записываются по правилам общеразвивающих упражнений. Элементы на этих снарядах выполняются, как правило, под счет и записываются с использованием терминов упражнений на гимнастических снарядах. Кроме уже изложенных правил, запись упражнений на стенке и скамейке имеет и свои особенности.
Относительно скамейки гимнаст может располагаться продольно, поперек, лицом, спиной, боком, а относительно стенки — лицом, спиной, боком. При записи исходных положений относительно стенки или скамейки используются все указанные термины, в отличие от упражнений на снарядах, где обычное положение (поперек или продольно) по правилам сокращения не указывается (см. разд. 3.2.3).
Запись и. п. в упражнениях на скамейке отличается от таковой в общеразвивающих упражнениях без предмета только указанием положения относительно скамейки, например: сед ноги врозь на скамейке поперек (рис. 72, а, б), упор лежа на скамейке продольно (рис. 73), упор лежа на скамейке поперек (рис. 74). Иногда положение относительно скамейки можно определить и без специального указания на это, например: стойка на левой, правую вперед на скамейку (рис. 75), упор лежа, ноги на скамейке (рис. 76).
В записи и. п. на стенке указывается положение относительно нее и особенности хвата, например: вис стоя сзади на третьей рейке снизу (рис. 77), вис стоя левым боком на рейке, хват левой снизу на уровне пояса, правой — сверху над головой (рис. 78), вис стоя лицом к стенке, хват на уровне плеч (рис. 79).
Положение стоя хватом за рейку при указании и. п. так и записывают, не называя это упором стоя, например: стоя лицом к стенке, хват на уровне груди (рис. 80), стоя правым боком, левую вперед на носок, хват на уровне плеча, левую руку на пояс(рис. 81), полуприсед спиной к стенке, хват снизу на уровне пояса (рис. 82), вис стоя углом-книзу (рис. 83). Если упор на стенку выраженный, то это упор стоя (рис. 84).
И.п., в котором занимающийся касается стенки, опираясь на нее не руками, или вообще не опирается, называется, как и в общеразвивающих упражнениях без предмета, стойкой, например: стойка спиной к стенке, касаясь (рис. 85), стойка лицом на шаг от стенки (рис. 86), стойка правым боком, правую в сторону на рейку (рис. 87).
Общеразвивающие упражнения любого типа, в том числе на стенке и на скамейке, могут выполняться в парах. Взаимное положение партнеров записывается так же, как и относительно стенки или скамейки, например: стоя лицом на расстоянии шага друг от друга с полунаклоном вперед, руки на плечи друг другу (рис. 88), сед спиной друг к другу с захватом под локти (рис. 89).
Для выполнения несимметричных парных упражнений занимающихся рассчитывают по двое, при этом записывается положение каждого партнера. Например, и.п.: 1-е — вис на верхней рейке лицом к стенке, 2-е — захватить голени партнера (рис. 90). Положение вторых номеров (стоя наклониться) не уточняется, так как они здесь играют вспомогательную роль. Вид хвата записывается, если возможны его варианты. Например, и.п.: 1-е — лежа на животе, руки вверх, 2-е — захват рук партнера изнутри выше локтей (рис. 91).
Запись несимметричных парных упражнений может содержать описание действий только партнера, выполняющего активную или основную роль (рис. 91):
1—2 — дугами наружу, приподнимая руки партнера вверх;
3—4 — то же в обратном направлении.
При необходимости записываются действия обоих партнеров, например:
И. п.: 1-е — упор лежа на согнутых руках, 2-е — захватить голени партнера (рис. 92, а);
1—2. 1-е — разогнуть руки, 2-е — выпрямиться (рис. 92, б);
3—4: 1-е — согнуть руки, 2-е — наклониться, опустить ноги партнера на пол (рис. 92, а).
3.Акробатические упражнения состоят из статических и динамических элементов.
Основными статическими элементами являются стойки, упоры, равновесия, мосты и шпагаты.
К стойкам относятся перевернутые вертикальные положения (вниз головой) — стойка на лопатках, стойка на голове (см. рис. 9), стойка на предплечьях, стойка на руках (см. рис. 8). Сложными акробатическими элементами являются простые упоры. Равновесия выполняются на одной ноге с наклоном: равновесие на левой (рис. 93), заднее равновесие (с наклоном назад), боковое равновесие и т.д. Акробатический мост выполняется с опорой на обе руки и ноги (рис. 94), его разновидности: мост на левой ноге (рис. 95), мост на правой ноге и левой руке и т.п. Шпагат, или прямой шпагат (рис. 96), часто неправильно называют поперечным, ибо ось предельно разведенных ног параллельна, а не поперечна оси плеч. В других шпагатах указывается нога, находящаяся спереди: шпагат правой (рис. 97), шпагат левой.
Динамические элементы выполняются с полным, неполным переворачиванием и без него. К элементам с полным переворачиванием относятся кувырки, перевороты и сальто. Эти элементы определяют зрелищность акробатических комбинаций.
При выполнении кувырков тело последовательно касается опоры в процессе своего вращательного движения. Переворот характеризуется промежуточной опорой в процессе переворачивания. Различают перевороты прыжком (с двумя фазами полета), темповые, или просто перевороты (с одной фазой полета) и медленные (без полетных фаз). Сальто отличается свободным вращением тела между фазами отталкивания и приземления, которое выполняется обычно на ноги, а также в стойку на руках, в упор лежа, в кувырок и т.д.
К элементам с неполным переворачиванием относится перекат, похожий на кувырок, но без прохождения перевернутого положения. По этой причине кувырок боком является по существу перекатом. К группе элементов с неполным переворачиванием относятся стойки, выполняемые махом, толчком ног, прыжком, и обратные элементы — опускания из стоек и прыжок из стойки — с рук на ноги, который называется курбетом. Кроме этого циркового термина, в акробатике используется еще один: рондат — для обозначения переворота вперед с поворотом, с которого начинаются почти все сложные акробатические соединения.
Без переворачивания выполняются различные маховые упражнения, прыжки, круги одной и двумя ногами.
Динамические акробатические элементы выполняются тремя основными способами: в группировке, согнувшись (также сгибаясь и разгибаясь) и прогнувшись (или прямым телом), а также ноги врозь. Если вращательные элементы выполняются в группировке, то это не записывается, например: кувырок вперед, двойное сальто назад. Другие способы указываются, например: кувырок назад согнувшись, сальто вперед прогнувшись.
При записи акробатических комбинаций, как и комбинаций на гимнастических снарядах, статические элементы, выполняемые после динамических, записываются как конечные положения, принимаемые в результате исполнения этих динамических элементов, например: кувырок назад в стойку на руках, переворот вперед на одну (ногу). Как и на гимнастических снарядах, некоторые стандартные конечные положения не указываются, например: кувырок вперед (не указ.: в упор присев), переворот вперед (не указ.: в стойку, руки вверх). Особенность записи акробатических комбинаций состоит и в том, что не указывается очевидный способ перехода от одного статического элемента к другому, например: равновесие на правой — стойка на руках (не указ.: махом левой, толчком правой).
Акробатические комбинации обычно записываются непрерывно, сплошным текстом, например: кувырок вперед — переворот вперед с головы в стойку ноги врозь с наклоном вперед, руки в стороны — силой согнувшись с прямыми руками стойка на руках — кувырок вперед согнувшись — выпрямиться и т. д. Если необходимо указать стоимость элементов или соединений, применяется построчная запись, как в упражнениях на снарядах гимнастического многоборья.
4.Вольные упражнения включают в себя элементы акробатических, общеразвивающих упражнений, упражнений художественной гимнастики и танцевальные элементы. Отличительные особенности записи вольных упражнений состоят в специфике названия, исходного положения и в делении текста записи на определенные фрагменты.
В названии вольных упражнений указывается, для кого оно предназначено, например: вольные упражнения кандидатов в мастера, женщины. В обязательных упражнениях женщин даются сведения о музыкальном сопровождении, например: Г.В.Свиридов «Вальс», муз. размер.
При записи и. п. считается, что гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра (рис. 98). Чтобы расположить его лицом, спиной, тем или иным боком к центру, достаточно поместить его в нужной точке, например (рис. 99): в левом нижнем углу (а), в левой середине ковра (б), в верхней середине (в), в центре (г). Промежуточные и. п. отличаются от основных поворотом на 45°, например (рис. 100): в углу лицом к центру (а или б); в центре лицом в угол (в или г); в правой середине, полповорота направо (д); в правом верхнем углу, полповорота налево (е).
Вольные упражнения записываются в построчной форме в соответствии со структурой музыкального произведения — как правило, по «восьмеркам». Начало каждой «восьмерки» обозначается римской цифрой с левой стороны. Счет записывается арабскими цифрами, и каждая новая «восьмерка» начинается с 1-го счета, например:
И. п. — о. с. в левом нижнем углу (рис. 99, а): I.
1 — выпад правой, руки в стороны;
2 — вставая на правой, круг руками кверху и мах левой вперед;
3—4 — шагом левой кувырок вперед прыжком; 1,0
5—7— толчком двух ног стойка на голове — держать; 2,0
8 — упор присев;
II. 1 — темповой подскок;
2—3 — переворот боком вправо; 1,5
4 — приставить левую и т.д.
Движения, выполняемые между основными счетами и требующие отдельного описания, записываются на дополнительный счет, обозначаемый буквой «и» (в кавычках), например:
1 — выпад правой влево, левую руку вперед, правую — в сторону;
«и» — встать, мах левой в сторону, руки в стороны;
2 — выпад левой вправо, правую руку вверх.
5. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для записи вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику, выразительность. При указании исходных положений термин «стойка» не употребляется, и основной термин отсутствует, например: и. п. — ноги врозь, руки в стороны. Другие основные термины исходных положений (сед, присед и т.д.) указываются.
В художественной гимнастике используются различные виды ходьбы и бега, прыжков, поворотов, элементы народных танцев, а также специфические плавные движения тела и его звеньев.
Виды шагов и бега часто обозначаются одинаковыми терминами, например: мягкий, перекатный, пружинный, острый, высокий. Виды бега отличаются от одноименных шагов наличием фазы полета и характером движений. На уроках физической культуры часто используются простейшие разновидности шагов и бега: шаг с носка и на носках, приставной шаг, шаг выпадами, высокий бег. Прыжки в художественной гимнастике различают в зависимости от амплитуды движения, положения тела и рук в полете. Дополнительные термины часто определяют положение туловища в полете: прямой прыжок, прыжок прогнувшись, согнувшись, в группировке, шагом, выпадом, шпагатом, кольцом. Популярны в других видах гимнастики также перекидной прыжок и подбивной в сторону. Некоторые прыжки имеют специальное название — это подскок, перескок и скачок — прыжок вверх толчком одной со сгибанием другой ноги вперед и взмахом рук.
Повороты выполняются на месте и в движении, различными способами, из различных и.п.: поворот с наклоном (из стойки скрестно), поворот в приседе, полуприседе, на коленях, в равновесии. Но большинство поворотов выполняется в положении стоя: поворот на носках, поворот переступанием, махом, скрестный, одноименный, разноименный, спиральный и круговой повороты.
Танцевальные шаги, сочетающие разнообразные виды перемещений, кратко обозначаются по принадлежности к соответствующему танцу или группе танцев, например: четыре шага польки, шаги галопа вправо, шаг вальса вперед. Положения рук и ног при этих и других движениях часто определяются хореографическими позициями. Существуют три позиции рук плюс подготовительная и пять позиций ног. Последние могут быть не только выворотными, как в классической хореографии, но и свободными и прямыми, как в народных и бальных танцах, где добавляется шестая позиция ног.
Специфическими для художественной гимнастики являются пружинные движения и волна — руками (рукой), всем туловищем и целостные. В отличие от пружинящих пружинные движения представляют собой одновременные сгибания во всех суставах рук или туловища с напряжением мышц и последующим разгибанием в тех же звеньях. Волна — последовательное волнообразное движение звеньев тела вперед и назад — выполняется также и во фронтальной плоскости. Выполненная туловищем или всем телом, она в последнем случае называется боковой волной. Телом и его звеньями можно выполнять также взмахи. Кроме простейших, в художественной гимнастике выполняются дуговой и круговой взмахи.
При описании движений рук положение кистей имеет большое значение. Кисть может находиться в обычном положении, когда пальцы вытянуты и прижаты (не указывается), быть свободной, поднятой, согнутой, расслабленной, сжатой в кулак.