Роль государства в экономике. Государственный бюджет.

Экономика как наука и хозяйство.

Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

 

Экономика - как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

 

Характерна:

1. Совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей

2. Хозяйство, способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Производство, обмен, распределение, потребление.

3. Научная дисциплина, изучающая экономическую жизнь общества, то есть экономическое поведение людей. Главный вопрос этой науки, как люди

 

Таким образом, экономика – любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Главные вопросы экономики:

Что производить? Как производить? Каким образом распределять?

 

Уровни экономики:

микроэкономика- деятельность отдельных действующих субъектов ( предприятие)

мезоэкономика - деятельность отдельных хозяйственных комплексов ( агропромышленный)

макроэкономика - экономическая деятельность в пределах страны

супермакроэкономика- мировая экономика.

1. Государственное регулирование экономики. Средства регулирования

2. Государственный бюджет как основа системы государственных финансов.

3. Налоги, их виды и функции.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике. Как Вы думаете, какие? (деятельность студентов – высказывают мнения: монополизм, безработицу).

Только государство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программы развития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечивать правопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовывать комплексную социальную поддержку населения. Роль государства в экономике проявляется и в поддержании международного экономического сотрудничества, международной торговли, которая приносит выгоду всем участвующим в ней странам.

В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни, тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику. Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Цель государственного регулирования экономики – формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Основная цель частных предпринимателей – получение прибыли, вопросы безработицы, инфляции, экологии их не интересуют. Также в условиях рынка и экономической свободы могут возникать монополии (фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов, единственный продавец данной товара или производитель определенной услуги) которые, как правило, наносят ущерб благосостоянию общества. Государственное вмешательство в рыночной экономике необходимо.

Средства регулирования экономики:

1. Правовые средства. Как вы думаете, в чем они выражаются? Деятельность студентов – высказывают мнения. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в различных государственных документах (законы, указы и т.п.). Эти правила общеобязательны.

В т. ч. антимонопольное законодательство,с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов.

2. Административные средства. Реализуются через деятельность компетентных государственных органов, которые могут применять меры воздействия к участникам экономических отношений. (министерства, правоохранительные органы).

3. Финансово-экономические средства:

Регулированиеналогов. Налоги – обязательные платежи государству, устанавливаемые им для граждан и предприятий. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.

Регулированиетаможенных пошлин.Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Управлениеденежной массой и кредитами.

Ещё одним средством регулирования являются государственные финансы – это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета.

Государственный бюджет – ежегодный финансовый план доходов и расходов государства.

Структуру бюджета и соотношение доходов и расходов студенты рассматривают самостоятельно работая с раздаточным материалом.

Итак, основным из источников пополнения бюджета являются налоги. Налог – обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.