Порядок принятия в РФ и образования нового субъекта в составе РФ.
Изменение состава субъектов РФ.
К-ция РФ не закрепляет воз-ть сецессии – права выхода субъекта Ф. из состава Ф. = изменения тер-рии РФ. Однако это не исключает изменения состава субъектов РФ путем объединения нескольких субъектов Ф. в один или же посредством принятия в состав РФ ин.гос-ва или его части.
Изменение наименования субъекта, предусмотренное ч. 2 ст. 137 К-ции РФ, не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта Ф. включается в текст ст. 65 К-ции РФ.
Основные условия и процедура такого принятия и образования согласно ч. 2 ст. 65 К-ции РФ установлены в ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», установивший.
Условия:
- принятие и образование… осущ-ся на добровольной основе;
- необходимо соблюдение гос.интересов РФ, принципов федератив. ус-ва РФ, прав и свобод личности;
- учет исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Ф., их социально-экономические воз-тей.
Принятие в РФ нов.субъекта –это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ ин.гос-ва или его части; что осущ-ся по взаимному согласию РФ и данного гос-ва согласно соответ-му международ. (межгос-му) договору, заключенному РФ с данным гос-вом;
- в случае принятия в РФ ин.гос-ва этому субъекту предоставляется статус республики, если межд.договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области;
- в случае принятия в РФ части ин.гос-ва этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, авт.области или авт.округа в соответствии с межд. договором.
Процедура:
(1) Инициатор предложения о принятии в РФ в кач. нов.субъекта ин.гос-ва или его части и заключении межд. договора - данное ин.гос-во → после поступления предложения Президент РФ уведомляет о нем СФ и ГД, Правительство РФ →
рассмотрение предложения и принятие решений по заключению межд.договора - в соотв. с ФЗ «О международ. договорах РФ», кот. указвает, что МД регулируются вопросы:
а) наименование и статус нового субъекта Ф.;
б) порядок приобретения гражданства РФ гражданами ин.гос-ва и распространения на них в полном объеме прав.статуса гражданина РФ;
в) правопреемство в отношении членства ин.гос-ва в межд.организациях, его имущества;
г) действие рос.зак-ва на тер. нов. субъекта Ф.;
д) функционирование органов гос.вл. и органов МСУ ин.гос-ва на тер. нов. субъекта;
е) установление переход. периода, в теч. кот. нов.субъект д.б. интегрирован в эконом., финан., кредит. и прав. системы РФ, в систему гос.органов государственной РФ.
После подписания межд. договора Президент РФ обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного договора. В случае, если КС признает не вступивший в силу МД соответствующим К-ции РФ, МД вносится в ГД на ратификацию в порядке, предусмотренном ФЗ.
Одновременно с МД в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нов.субъекта, кот. д. содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нов.субъекта, а также заключит. и переходные положения, устанавливающие сроки интеграции нов.субъекта в состав РФ и др. (- в протоколах) →
ФЗ о ратификации МД принимается палатами ФС в порядке, предусмотренном ст. 105, 106 и 107 К-ции РФ → ФКЗ о принятии в РФ нов.субъекта принимается палатами ФС в порядке, предусмотренном ст. 108 К-ции РФ → данный ФКЗ вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для ин.гос-ва МД. На основании данного ФКЗ в ч. 1 ст. 65 К-ции РФ вносятся соответ. изменения.
Образование в составе РФ нового субъекта - это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате объединения 2 и более граничащих между собой субъектов Ф.; что м. повлечь прекращение существования субъектов, территории кот. подлежат объединению.
Процедура:
Инициатива образования в составе РФ нов.субъекта также принадлежит субъектам Ф., на территориях кот. образуется нов.субъект.
Такое предложение направляется Президенту РФ, при этом оно д.б. обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нов.субъекта, а также прогноз соц.-эконом. и иных последствий, связанных с образованием нов.субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:
а) предложения о правопреемстве нов.субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов, в отношениях с гос.органами РФ, др.субъектами Ф.;
б) предложения о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете на текущий год либо предложения к проекту федер. бюджета на следующий год, если образование в составе РФ нов.субъекта не предполагает перераспределение бюджет. средств текущего года;
в) предложения о функционировании гос.органов и организаций заинтересованных субъектов на тер. нов.субъекта, а также о формировании гос.органов нов.субъекта;
г) предложения о действии НПА заинтересованных субъектов на тер. нов.субъекта;
д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Ф. по ? об образовании нов.субъекта.
Президент РФ уведомляет о полученном предложения СФ, ГД и Правительство РФ →
? об образовании нов.субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Ф., кот. проводятся в соответствии с законами этих субъектов о референдуме. Если ? об образовании нов. субъекта б. вынесен на референдумы 2 и более заинтересованных субъектов и не получил одобрения на референдуме хотя бы 1 из указанных субъектов, повторные референдумы м. проводиться во всех заинтересованных субъектах Ф. независимо от результатов предыдущих референдумов по данному ? не ранее чем через год → результаты референдумов представляются Президенту РФ →
проект ФКЗ об образовании в составе РФ нов.субъекта м.б. внесен в ГД, если на референдумах заинтересованных субъектов б. приняты соответ. решения. Проект ФКЗ вносится Президентом РФ.
Проект ФКЗ д.содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нов. субъекта Ф., положения о прекращении существования заинтересованного/ных субъекта, а также заключит. и переход. положения, устанавливающие сроки, в течение кот. д.б.урегулировано:
а) формирование органов гос.власти нов. субъекта;
б) внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе РФ нов.субъекта предполагает перераспределение бюджет. средств текущего года;
в) правопреемство нов. субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов, в отношенияхс госорганами РФ, др.субъектами, ин.гос-вами и межд. организациями;
г) функционирование территориальных органов федеральных органов исп.вл. и федеральных судов на территории нов.субъекта;
д) функционирование госорганов и организаций заинтересованных субъектов на тер. нов. субъекта;
е) действие НПА заинтересованных субъектов на тер.нов. субъекта Ф.
ФКЗ о принятии в РФ нов.субъекта принимается палатами ФС в порядке, предусмотренном ст. 108 К-ции РФ → на основании данного ФКЗ в ч. 1 ст. 65 К-ции РФ вносятся соответ. изменения.
В наст.время в РФ активно идет процесс объединения субъектов Ф. путем слияния краев, областей и входящих в их состав автономных округов: так, в 2005 г. б. образован в составе РФ нов. субъект РФ – Пермский край в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; в 2007 - Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский АОк-га образовали нов.субъектов РФ – Красноярский край; в 2005 г. состоялись референдумы, на кот.б.приняты рения об объединении Камчасткой области и Корякского автоном.округа и образование нов.субъекта РФ – Камчатского края.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами– разделение круга ?, кот. решает гос-во, на ?, по кот.решения правомочна принимать Ф., и ?, по кот. решения правомочны принимать субъекты Ф.
В целях укрепления федерализма в Р. возникла необходимость в четком разграничении полномочий между РФ и ее субъектами, пересмотре на этой основе федер.зак-ва. Для этого Президентом РФ в 2002 г. была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федер.органами гос.вл., органами гос.вл. субъектов Ф. и органами МСУ. В результате работы Комиссии б. приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы: так, ФЗ от 22 авг. 2004 г. б. внесены изменения и дополнения в 152 ФЗ, а 112 ФЗ признаны утратившими силу полностью или частично, а
ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законод. (представ.) и исп. органов гос.вл. субъектов РФ» установлен перечень полномочий органов гос.вл. субъектов Ф. по предметам совместного ведения Ф. и ее субъектов, определены основ.п-пы разграничения компетенций между РФ и ее субъектами:
- конституционности: НПА РФ и ее субъектов, договоры и соглашения не м. передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные К-цией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения;
- верховенство К-ции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров или соглашений К-ции РФ м ФЗ действуют положения К-ции РФ и законов РФ;
- равноправие субъектов РФпри разграничении предметов ведения и полномочий;
- согласование интересов Ф. и интересов ее субъектов в процессе принятия НПА;
- добровольность заключения дог-ров и соглашений о разграничении предметов ведения;
- гласность заключения таких договоров и соглашений.
В ч. 3 ст. 11 К-ции РФ указан перечень актов, кот. осущ-ся такое разграничение полномочий федер.и регион.органов вл.: К-ция РФ, Федеративный договор от 31 марта 1992 г., иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий = ФЗ не указаны. Однако в наст.время очевидна тенденция по разграничению полномочий именно ФЗ, что б. признано КС РФ соответствующим К-ции РФ в постановлении от 9 ян. 1998 г.: ФЗ как НПА общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, опред-т права и обяз-ти участников правоотношений, в т.ч. полномочия органов гос.вл., и тем самым осущ-т разграничение этих полномочий. Из К-ции РФ следует, что ФС вправе осущ-ть зак.регулирование ?, относящихся к данным предметам совместного ведения, опред-ть соответ.конкрет.полномочия и компетенцию федер. и регион. органов вл.
К-ция РФ закрепляет:
1) предметы исключит. ведения РФ (ст. 71) - ? общефедер.значения, решение кот. не м.б. отдано на усмотрение субъектов Ф. Такие ? требуют централизации, и даже, если осущ-е отдальных полномочий передается на уровень регионов, Ф. контролирует из исполнение.
Конституц.-прав. статус РФ находит конкрет. юр.выражение в закрепленных К-й РФ и реализуемых ее гос.органами предметах ведения РФ, в кот. входят:
предметы ведения в сфере гос. строительства (п. а-г, о, п, с, т), экономич. и социально-культурного строительства (п. д-и, р), сфере внешних отношений и защиты гос. суверенитета (п. к-н).
Все др. имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами.
По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей тер. страны.
2) предметы совместного ведении РФ и ее субъектов (ст. 72):
Не все сферы общ.жизнедеятельности требуют централизации, т.к. большая часть внутр.пк гос-ва эффективнее осущ-ть децентрализовано с расперед-м полномочий между федер. и регион.органами вл.
Предметы совместного ведения м. также разделить на группы: в сфере гос. строительства и безопасности, в соц.-экономич. сфере, а также отрасли зак-ва, наход-ся в совместном ведении РФ и ее субъектов (админи-е, админ.-процес-е, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах, охране окр.среды.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые на их основе НПА субъектов РФ (в случае отсутствия ФЗ действует закон РФ на соответ.тер.).
3) предметы исключит.ведения субъектов РФ (ст. 73 К-ции):
Вмешательство в исключит. компетенцию субъектов РФ со стороны Ф. не допустимо.
В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта Ф., изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует НПА субъекта в случае его соотвествия К-ции РФ.
Ст. 73 в отл. от ст. 71-72 прямо не перечисляет предметы ведения субъектов: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой гос.вл., включая осущ-е собствен.прав.регулирования = предметы ведения субъектов Ф. закреплены по остаточ.п-пу (+: невозможно указать все сферы общ.жизни, кот. м.б. урегулированы нормами права; – - оставляет для РФ воз-ть для вторжения в предметы ведения субъектов путем отнесения ФЗ-м того или иного ? к полномочиям субъекта по предмету совествного ведения; чему способствуют не всегда четкие и конкретные формулировки ст. 72).
Ряд полномочй м.б. отнесен к предметам ведения субъектов только с опред.условиями: в ведении субъекта м. нах=ся фин., валют., кредит. Регулирование в пределах компетенции субъекта, но при условии, что эти полномочия субъекта определены в соотв. с К-цией РФ и федер.зак-вом (согласно постановлению КС РФ от 10 дек. 1997 г.).