Общее представление о педагогике как науке

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

 

Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества и должна выполнять определенные общественные функции. Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Педагогика ассоциируется с понятиями «воспитание», «формирование человека».

«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или «искусство воспитания».

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Историческое развитие научно-педагогического знания прошло несколько этапов:

- зарождение педагогических идей в русле философских учений (Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Авиценна, Конфуций и др.).

- формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или О воспитании», Т. Мор «Утопия», Эразм Роттердамский «О первоначальном воспитании» и др.).

- переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте (XVII в.).

Современный этап (2-я пол. XIX в.) характеризуется саморазвитием научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с другими науками (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой и др.). Активно развивается методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Скаткин).

Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания человека).

Цель педагогической науки заключается в передаче накопленного производственного опыта последующим поколениям людей.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.

Развитие и поведение личности обусловлено тем, как она воспринимает воспитательное воздействие, какую внутреннюю реакцию оно у нее вызывает.

Из этого вытекают следующие задачи педагогики.

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания (образования).

2. Определение цели воспитания.

3. Разработка содержания воспитания.

4. Исследование и разработка методов воспитания.

Как любая наука педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов.

Методы научно-педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление монографических характеристик.

Методы теоретического уровня – отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распрастраненными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Возникнув в недрах философии и пройдя длинный и сложный путь развития, педагогика превратилась в настоящее время в разветвленную систему педагогических знаний.

Систему педагогических наук составляют следующие отрасли:

1) общая педагогика, анализирующая основные закономерности воспитания;

2) возрастная, которая разделяется на преддошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых;

3) профессиональная, изучающая закономерности обучения и воспитания в различных учебных заведениях;

4) педагогика семейного воспитания;

5) методика обучения различным предметам в разных типах учебных заведений;

6) история педагогики – наука, изучающая развитие педагогических идей и воспитание в различные исторические периоды;

7) специальная, в состав которой входят сурдопедагогика (педагогика для глухонемых), тифлопедагогика (педагогика слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогика умственно отсталых), логопедия (наук об исправлении речи).

Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относится воспитание, обучение, образование, самообразование, формирование и развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.

В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель передаёт опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию.

Воспитанник в свою очередь овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; обучается способам общения и манерам поведения.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке нового поколения, способного реализовывать определённые общественные функции и социальные роли.

Воспитание в педагогике – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

К различным видам воспитания относится умственное, нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Воспитание как всеобщая категория исторически включало в себя обучение и образование.

Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащегося. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учащегося – и учение – деятельность ученика.

Диалектический процесс «обучение – воспитание» направлен на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, знаний, умений, навыков.

Нельзя осуществить воспитание без хорошо поставленного обучения, как невозможно обучать без умелого воспитания.

Категория педагогики «образование» понимается как:

- процесс обучения и воспитания человека;

- результат этого процесса;

- система.

Итак, образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый.

Образование – это единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Воспитание, обучение, образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Развитие – процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Формированиеличности выступает как результат ее развития и означает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов). Педагогический процесс представляет собой систему из следующих элементов (по Н.В. Кузьминой):

1) цель обучения (для чего учить);

2) содержание учебной информации (чему учить);

3) методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);

4) учитель (преподаватель);

5) учащийся.

Педагогический процесс с системной точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Функции педагога заключаются в построении представлений о деятельности и передаче их студенту. Студент должен принять эту деятельность и осуществить её. Педагог контролирует деятельность, и в случае отрицательного результата весь педагогический процесс повторяется заново. Такова логика учебно-педагогической деятельности.

Важное значение для педагогической деятельности имеют мотивы (побудительные силы, движущие ученика к цели обучения), которые можно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся наказание, угроза, награда, требование, материальная выгода, давление коллектива, ко вторым – интерес к знаниям, повышение культурного уровня, профессиональная потребность в активности.

Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. В качестве педагогической системы рассматривается конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, М. Монтесори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского.

Для успеха в деле обучения и воспитания необходимо проявление педагогического мастерства: органичное соединение научно-педагогического знания с постоянным личностным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?

2. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

3. Какие функции выполняет педагогическая наука?

4. Как соотносятся основные педагогические категории?

5. Какие виды педагогического знания существуют?

6. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?