Введение
Раздел II. ПЕДАГОГИКА
Заключение
Подводя краткий итог рассуждений об основных проблемах психологии можно сделать некоторые выводы.
1. Изучение методов исследования психологии и познавательной деятельности создаёт возможность практически использовать полученные знания о природе психики, сущности познания для оценки свойств личности, коррекции и саморегуляции своего поведения.
2. Успешное усвоение представленного материала, активное участие в семинарах способствуют овладению навыками психологического самотестирования, что позволит узнать о себе то, что скрыто от повседневного самосознания; глубокому пониманию свойств внимания, памяти и мышления при активном применении соответствующих тестов.
3. В связи с тем что в юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, совершенствование теоретического и практического мышления невозможно без использования приёмов и упражнений, развивающих такие качества ума, как предприимчивость, экономичность, расчётливость и оперативность решения возникающих задач.
4. Учение требует приложения значительных усилий и установок на понимание изложенной в учебном пособии информации и является хорошим средством для выработки таких черт характера, как целеустремлённость, настойчивость и сила воли.
5. Представленные в учебном пособии вопросы для самоконтроля помогут более успешному усвоению основ психологии при самостоятельном изучении.
Последовательность изложения материала в учебном пособии позволяет осуществлять изучение познавательных процессов, проблем личности, свойств темперамента в их зависимости от свойств нервной системы.
В психологии управления накоплен определённый опыт оценки результатов деятельности руководителя. Результаты работы руководителя, продуктивность руководства традиционно оцениваются по многим показателям жизнедеятельности руководимых коллективов: плановым экономическим показателям, социально-психологическому климату, условиям быта, труда, режиму работы.
Например, в работе современного вуза можно выделить следующие блоки управления: административный, организационный и учебный, каждый из которых представляет многоуровневую систему управления. Ректорат и подчинённые ему отделы (учебный, научный, хозяйственный) осуществляют выполнение административных функций. Составляющими организационного блока являются факультеты, кафедры, преподаватели.
В учебной деятельности основными показателями эффективности работы являются отношения между преподавателями и студентами, уровень поведения, отношение студентов к учёбе и уровень психических состояний.
В качестве оценки деятельности руководителей различного уровня в психологии чаще всего принята форма аттестации, включающая определение квалификации и уровня знаний сотрудника, его возможностей, способностей, личностных качеств и в конечном счете установление факта пригодности человека к определённой социальной роли (руководителя, экономиста, преподавателя и т. д.).
Таким образом, можно сказать, что условием успешности решения стоящих перед руководителем задач, которые могут быть отнесены к психологическим, является наличие у него знаний основных принципов социальной психологии, психологии межличностных отношений. Выполнение этого условия повысит эффективность его управленческих решений.
Естественно в рамках одной темы в учебном пособии невозможно рассмотреть многообразие проблем психологии управления, которые являются важнейшим резервом повышения эффективности решения многих практических задач, стоящих перед обществом. В представленной информации нашли отражение только некоторые, на наш взгляд, необходимые сведения по вопросам психологии управления.
Успешная деятельность современного руководителя, специалиста зависит от многих факторов. Реализуя свои функциональные обязанности, он должен заниматься обучением и воспитанием, сочетая высокую требовательность, принципиальность с доверием и уважением к своим сотрудникам.
В разделе раскрываются общие основы педагогики, проблемы дидактики (теории и практики обучения), теории воспитания с учётом достижений современной науки и педагогического опыта.
Особое внимание уделяется рассмотрению основных категорий педагогики, сущностной характеристике педагогического процесса, основам его организации в управленческой деятельности. Раскрываются принципы организации педагогического процесса, основные задачи, формы и методы деятельности педагога. Активное овладение современной психолого-педагогической теорией и практикой явится той основой, которая обеспечит практическую востребованность данных положений и явится важной предпосылкой для формирования необходимых качеств будущего специалиста.
Структура раздела «Педагогика» выстраивается по следующей логике:
В теме «Теоретические проблемы педагогики» выражена сущность педагогических явлений, закономерности их взаимодействия в целостном педагогическом процессе.
Тема «Теория и практика обучения – дидактика» раскрывает сущность обучения, систему форм, многообразие методов обучения.
Тема «Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе» содержит характеристику воспитательного процесса, здесь также рассмотрены проблемы его организации.
Тема «Педагогические технологии» является логическим завершением излагаемого материала, знакомит с проблемами реального воплощения воспитательных воздействий на человека.