Критерии оценки деятельности руководителя

Стили руководства и лидерства.

Пирамидальная структура любого коллектива выдвигает на первый план проблему руководства.

Руководство– это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчинёнными. Это деятельность, направленная на достижение поставленной цели путём воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Способ реализации поставленных задач – стиль руководства. Основное содержание деятельности руководителя – это принятие решений, т. е. выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Руководство – это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчинёнными предписанных им действий и решение определённых задач.

Лидерство– процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого. Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься группой как:

- «один из нас», а не как чужак;

- «подобный большинству из нас».

В зависимости от личных качеств различают следующие стили руководства.

1. Автократический (директивный). Его особенности:

- вся деятельность подчинённых жёстко определяется;

- у подчинённых нет возможности проявлять инициативу;

- минимум информации для подчиненных;

- деятельность подчинённых жёстко контролируется;

- предложения руководителя не выносятся на обсуждение;

- руководитель отказывается от услуг экспертов, не учитывает мнения подчинённых;

- руководитель избегает ситуаций, в которых может проявиться его некомпетентность.

2. Демократический (коллегиальный). Его особенности:

- руководитель консультируется с подчинёнными;

- инициатива стимулируется;

- руководитель действует как координатор управленческих задач;

- руководитель обсуждает с подчинёнными наиболее важные проблемы;

- общение доброжелательное и вежливое.

3. Либеральный (анархический, попустительский). Характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом.

Но для руководителя важно владение разными стилями и умение применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач.

Руководитель – фигура видная, и подчинённым небезразлично, кто занимает эту должность. Руководитель не только может, но и обязан защитить несправедливо обиженного, поддержать его в трудную минуту, оградить от наветов.

Доверие, участливое отношение к человеку в сочетании с принципиальной требовательностью к людям были и остаются основой кадровой политики. Любая беспринципность, выборочное покровительство образуют тот психологический климат, в котором возникают разного рода злоупотребления.

Большое значение для управления имеет умение руководителя работать над собой, рационально организовывать свой труд. Организацией труда определяется одно из слагаемых формулы эффективного руководства: «знает – хочет – может – успевает». Руководителю необходимо показать свой характер, но не выставлять напоказ его отдельные черты. Быть твёрдым, но не упрямым, сдержанным, но не равнодушным, принципиальным, но не мелочным, строгим, но не придирчивым.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём сущность научного понятия «управление»?

2. В чём состоит специфика процесса управления в системе «человек – человек»?

3. Каковы основные функции управления?

4. Какие основные виды управленческих отношений существуют?