Понятие о личности в психологии
Тема 12. Психология личности
Структура волевого действия
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
- осознание цели и стремление достичь её;
- осознание ряда возможностей достижения цели;
- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- борьба мотивов и выбор возможности;
- принятие одной из возможностей в качестве решения;
- осуществление принятого решения;
- преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут реализованы.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния, нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребёнка, должны соблюдать следующие правила:
- не делать за ребёнка то, чему он должен научиться;
- активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызывать у него чувство радости от достигнутого;
- учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое волевая регуляция поведения?
2. Назовите составляющие структуры волевого действия.
Каждое из определений личности, имеющееся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его при подробном изучении личности.
Личность определяют как человека, в совокупности его социальных, приобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности, которые обусловлены генетически или физиологически, не зависят от жизни в обществе.
В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются устойчивыми и говорят об индивидуальности человека.
Личность – это человек в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие значение для него и окружающих [1].
Наряду с понятиями «человек» и «личность» в науке употребляются термины «индивид» и «индивидуальность».
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, то понятие «индивид» характеризует конкретного, отдельного человека и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи.
«Индивидуальность» содержит в себе свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Личность – человек как сознательное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности.
Личность – это способ бытия человека в обществе в конкретных исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений.
Человек – это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее окружающую действительность.
Индивидуальность – устойчивые своеобразные свойства, принадлежащие данной личности; то, чем человек отличается от других.
Психология личности стала экспериментальной наукой в начале нашего века. Её становление связано с именами таких учёных, как А.Ф. Лазурский, Р. Кеттел, Г. Оллпорт.
В истории развития этих исследований можно выделить три периода.
1. Философско-литературный (философы, мыслители).
2. Клинический (врачи).
3. Экспериментальный (психологи).