Воображение. Функции воображения

Речь как инструмент мышления

 

Главная функция речи человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Оказалось, что все виды мышления человека связаны с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия – ее редукцией.

Слово также относится к речи, как и к мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет.

Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово – это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением [19].

 

 

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Загадочность этого феномена состоит в том, что до сих пор почти ничего неизвестно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.

Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти вопросы ничего конкретного ответить нельзя.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в любом времени, что не дано никакому другому живому существу.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла [14].

Воображение может быть следующих видов: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли, вызывает у себя соответствующие образы.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память.

С феноменом воображения в практической деятельности людей связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазий.

С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистичным методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой вполне видны реалии.

Другие виды воображения – это сновидения, галлюцинации, грезы, мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная роль их в жизни человека не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые не могут реализоваться.

В то время, когда человек не решает никаких проблем, начинает работать воображение.

Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека оно выполняет ряд функций.

Первая состоит в том, чтобы представить действительность в образах и дать возможность пользоваться ими при решении задач.

Вторая состоит в регулировании эмоциональных состояний.

Третья связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, речи, памяти, эмоций.

Четвёртая – в формировании внутреннего плана действий, способности выполнять их в уме.

Пятая функция – планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности и процесс реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия, мышления человека.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Мышление как высший познавательный процесс.

2. В чём заключается основная функция мышления?

3. Назовите виды мышления.

4. Что относится к процессам мышления?

5. Охарактеризуйте мыслительные операции.

6. Чем отличается воображение от мышления?

7. Назовите функции воображения.