Виды мышления и мыслительные операции

Функции мышления

Как формы познавательной деятельности

Тема 7. Мышление и воображение

Поиски опыта, который не может быть получен прямо из восприятия или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляют собой мыслительную деятельность, или процесс мышления.

Мышление является познавательным высшим процессом. Его можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Прежде чем сделать что-либо, человек представляет, что надо делать и как он будет делать. Создание нового сначала в форме «идеального» (образа или идеи) есть процесс воображения, в нем осуществляется преобразование прошлого опыта [18].

Таким образом, мышление и воображение – два взаимосвязанных психических познавательных процесса, в которых с помощью достигнутых знаний отражается действительность.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет их уровень развития.

Специфический результат мышления – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

 

На рис. 2. представлены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее.

 

Виды мышления

 

 

Теоретическое Практическое

       
 
   
 


 

 

Понятийное Образное Наглядно- Наглядно-

образное действенное

 

 

Рис. 2. Виды мышления

 

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи от начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, понятиями, суждениями, умозаключениями.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который использует человек для решения задачи, являются не готовые понятия, суждения, которые извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением.

Особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием. Человек здесь привязан к действительности.

Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком при взаимодействием с реальными предметами.

Мышление осуществляется в процессе следующих мыслительных операций:

1) сравнениявыделенных объектов, т.е. установления сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками;

2) абстракции, когда субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки, отвлекается от остальных;

3) конкретизации, предполагающей возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрыть содержание;

4) обобщения – мысленного объединения предметов и явлений по их общим и индивидуальным признакам;

5) анализа – мысленного разложения явлений на составляющие части.

6) синтеза – мысленного воссоединения сложного предмета, явлений из элементов, познанных в процессе его анализа.

Кроме рассмотренных видов и мыслительных операций имеются ещё и процессы мышления. К ним относятся:

1) суждения – это высказывания, содержащие определённую мысль;

2) умозаключения – серия логически связанных высказываний, из которых получается новое знание;

3) определение – система суждений о классе предметов (явлений), которые имеют общие признаки;

4) индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частного.

В процессе мышления существенную роль играют эмоции. Они могут как искажать, так и стимулировать мышление. Чувство придаёт мысли большую страстность, напряжённость, остроту, целеустремлённость и настойчивость. Без возвращённого чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков [16].

Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если ситуация подсказывает, что избранный ход мысли ошибочен.

Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1) интуитивный тип – характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым;

2) мыслительный тип – ему свойственен рационализм и преобладание левого полушария мозга над правым, логики над интуицией.

Критерием истинности для интуитивного типа выступает ощущение правильности и практика, а для мыслительного типа – эксперимент и логическая безупречность вывода.

Мышление кратко характеризуется следующими особенностями.

1. Имеет опосредованный характер.

2. Опирается на имеющиеся у человека знания.

3. Отражает связи и отношения между предметами в словесной форме.

4. Связано с практической работой.