Виды и развитие человеческой психики

Тема 2. Психологический анализ деятельности

Психика – совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной действительности. Можно дать и такое определение: психика – это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя понять через исследование нервной системы, как нельзя понять машину через исследование её отдельных частей, механизмов. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики.

Учёные пытаются объяснить природу сознания, изучая процессы, протекающие в головном мозге. Ещё в древности люди знали, что травмы мозга, органов чувств нарушают сознательную деятельность человека. Поэтому казалось само собой разумеющимся, что психика должна объясняться психологическими законами. Но в сознании отражается не состояние мозга, а внешний мир.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате проявления у него определённой потребности, мотива.

Жизнь во всех своих проявлениях связана с движениями, и по мере её развития двигательная активность приобретает всё более совершенные формы.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленной на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Исторический процесс, имевший место за последние десятки тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный характер, а не только потребительский.

С детства возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных. Животные потребляют только то, что дано им природой. Человек не только потребляет, но и создаёт.

Особенности человеческой деятельности заключаются в том что она:

– носит продуктивный, творческий, созидательный характер;

– связана с предметами материальной и духовной культуры;

– является продуктом истории;

– преобразует человека, его способности, потребности, условия жизни (активность животных ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни)

– предметная деятельность людей с рождения им не дана – она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов.

Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.

Активность животных задана изначально, генотипически обусловлена и развивается по мере созревания организма.

Деятельность человека имеет следующие характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом называется то, что побуждает, ради чего деятельность и осуществляется. В качестве мотива выступает конкретная потребность, которая в результате деятельности и удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает её продукт (физический предмет, знания, умения, навыки, творческий результат, мысль, идея). Мотив и деятельность могут совпадать.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, предметом познавательной деятельности является информация; учебной – знания, умения, навыки; трудовой – материальный продукт.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психические процессы, включенные в управление деятельностью. К внешним же компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.