Дополнительные источники
Основные источники
Список использованных источников
Заключение
Подводя итог сказанному, еще раз отметим, что один из основных принципов современной повседневной жизни – поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избегать конфликтов. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои эмоции, внимание и уважение к людям – все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом. Выполнение всех требований речевого этикета делает общение приятным, позволяет решать сложные жизненные и деловые проблемы, избавляет от многих недоразумений и конфликтов.
1. Речевой этикет так или иначе связан с ситуацией речевого общения и ее параметрами: личностью собеседников, темой, местом, временем, мотивами и целями общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается.
2. Под этикетом понимается установленный порядок поведения вообще, под речевым этикетом – нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.
3. В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя). Составление текста документа невозможно без знания и соблюдения норм делового речевого этикета.
Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма: учебное пособие. – М., 2007.
Павлова Л. Г. Основы делового общения: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2008.
Формановская Н. И. Русский речевой этикет:лингвистический и методический аспекты. – М., 2006.
Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.
Конспекты лекций подготовила доцент кафедры иностранных языков
кандидат филологических наук, доцент Т. В. Варлакова.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
22 апреля 2011 г., протокол № 13.
Рекомендованы для использования в учебном процессе
Методическим советом Омской академии МВД России
«___» мая 2011 г., протокол № __.
УОП ОмА МВД России. Заказ №_____. Тираж 100 экз.