Понятие, принципы и модели финансирования выборов

Тема 5. Финансирование выборов

Резюме по теме

Вопросы для повторения

1. Порядок и субъекты права назначения выборов.

2. Понятие регистрации (учета) избирателей.

3. Образование одно- и многомандатных избирательных округов.

4. Избирательные участки: порядок и критерии их образования.

5. Каково понятие и содержание предвыборной агитации?

6. Каковы особенности проведения предвыборной агитации в СМИ?

7. Какие требования предъявляются к печатным агитационным материалам?

8. Порядок голосования в помещении для голосования и вне его.

9. Основания голосования по открепительным удостоверениям.

10. Порядок организации подсчета голосов избирателей.

11. Основные требования к опубликованию результатов выборов.

Изучив материал по указанной теме, следует уметь определять основные стадии избирательного процесса – назначение выборов, образование избирательных округов, образование избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, информационное обеспечение и проведение предвыборной агитации, голосование и определение итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование, – а также давать им содержательную характеристику и выделять процессуальные особенности.

 


Цели и задачи изучения темы: в процессе изучения заявленной темы студенту необходимо уяснить понятие избирательного фонда, ознакомиться с порядком его создания, источниками его формирования; следует уделить внимание порядку расходования средств избирательного фонда, а также ограничениям и запретам, установленным избирательными законами.

Под финансированием выборов следует понимать действия, направленные на прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов.

К основным принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Принцип гласности и открытости в соответствии с п. 8 ст. 59 ФЗ «Об основных гарантиях...» проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов, до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. В свою очередь объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.

Отчетность– один из основополагающих принципов финансирования выборов. Порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ или ИКС РФ по согласованию с национальными банками, главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах РФ.

Выделяют отчетность кандидатов, избирательных объединений и избирательных комиссий. Финансовые отчеты кандидатов на должность Президента РФ, избирательных объединений на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ составляют базу сводных финансовых отчетов ИКС РФ о поступлении и расходовании средств избирательных фондов на соответствующих выборах, которые направляются в ЦИК РФ.

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях...» кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются избирательными комиссиями для опубликования средствам массовой информации на позднее чем через пять дней со дня их поступления.

Избирательное законодательство устанавливает и финансовую отчетность избирательных комиссий о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдума. Избирательным комиссиям в бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов».

Гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов являются избирательные комиссии, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

Финансирование выборов включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.

Прямое финансирование выборов – обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, избирательных объединениях, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Наличие косвенного и прямого финансирования выборов ставит перед теорией, законодателем и практикой проблему их соотношения и регулирования. Вопрос не может стоять так: либо косвенное, либо прямое финансирование. Теоретически и практически оба вида финансирования выборов существуют взаимосвязано.

Косвенное финансирование выборов должно регулироваться, прежде всего, с помощью законодательства о финансировании политических партий, а также законодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий, специальных программ и организаций, связанных напрямую с решением проблем выборов и избирательного права (например, финансирование федеральной программы повышения правовой культуры избирателей, участников референдума, организаторов выборов).

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов, избирателей, участников референдума производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов являются ЦИК РФ, ИКС РФ, ИКМО.

Отчеты ЦИК РФ, ИКС РФ, ИКМО о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета ЦИК РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета ИКС РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления, устанавливается ИКС РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия – в филиалах Сберегательного банка РФ. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.

Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Рассмотрим финансирование деятельности избирательных комиссий на примере Избирательной комиссии Белгородской области. Так, за счет средств бюджета Белгородской области финансируются:

1) расходы на обеспечение деятельности Избирательной комиссии Белгородской области;

2) расходы Избирательной комиссии Белгородской области на подготовку и проведение выборов депутатов Белгородской областной Думы;

3) расходы окружных, территориальных и участковых комиссий на подготовку и проведение выборов депутатов Белгородской областной Думы.

В сметах расходов избирательных комиссий предусматриваются следующие расходы:

1. По подготовке и проведению выборов, в том числе:

а) компенсационные выплаты среднего заработка по месту основной работы членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов;

б) дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу в комиссии;

в) дополнительная оплата труда работникам аппаратов избирательных комиссий, привлеченным специалистам за работу в комиссии;

г) оплата служебных командировок, печатно-издательской деятельности, транспорта, связи, доставки корреспонденции средствами связи, канцелярских, почтово-телеграфных расходов;

д) изготовление печатной продукции (избирательных бюллетеней, плакатов, обращений, приглашений, бланков протоколов комиссий и других материалов), ее доставка избирательным комиссиям, информирование избирателей, обучение участников выборов, дополнительные хозяйственные и иные расходы избирательных комиссий;

е) отчисления во внебюджетные фонды.

2. По обеспечению деятельности Избирательной комиссии Белгородской области, в том числе:

а) оплата труда членам Избирательной комиссии Белгородской области, работающим на постоянной (штатной) основе, и работникам аппарата комиссии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Белгородской области, отчисления во внебюджетные фонды;

б) оплата затрат Избирательной комиссии Белгородской области, связанных с выполнением мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов, со служебными командировками, печатно-издательской деятельностью, транспортом, связью, доставкой корреспонденции средствами связи, на канцелярские, почтово-телеграфные, хозяйственные и прочие расходы, связанные с исполнением полномочий Избирательной комиссии Белгородской области.

За счет средств местных бюджетов финансируются расходы избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, окружных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц муниципальных образований.

В период подготовки и проведения выборов председатель комиссии, заместитель председателя либо секретарь комиссии, а также член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающие не на постоянной (штатной) основе, могут освобождаться на основании представления соответствующей комиссии от основной работы. Размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, не на постоянной (штатной) основе и освобожденных от основной работы на основании представления избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии устанавливаются комиссией, организующей проведение соответствующих выборов и выплата производится из средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение этих выборов.

5.2. Избирательные фонды кандидатов,