Правовой статус избирательных комиссий

Правовой статус кандидатов

Кандидатомпризнается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...»).

Зарегистрированным кандидатом признается лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата – это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:

1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе;

3) гарантии деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата.

ФЗ «Об основных гарантиях...» закрепляетпринцип равенства кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В соответствии со ст. 39 закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещение на таких же условиях;

- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными, муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Принцип равенства действует в отношении однопорядковых субъектов (кандидатов). То есть, равным статусом обладают кандидаты (до регистрации, выдвинувшиеся кандидатами); иным – равным – статусом обладаю зарегистрированные кандидаты. Соотносить правовой статус кандидата и зарегистрированного кандидата недопустимо.

Так, все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных ФЗ «Об основных гарантиях...». К числу таких случаев закон относит, в частности, обязанность кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе либо работающего в средствах массовой информации, сложить на время участия в выборах исполнение служебных обязанностей (не менее чем за 5 дней до регистрации в избирательную комиссию должен быть предоставлен соответствующий приказ с места работы кандидата); отсутствие у кандидата, баллотирующегося только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, права на создание собственного избирательного фонда.

Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, касающихся равного статуса зарегистрированных кандидатов является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.

Права и обязанности кандидатов:

1) на стадии выдвижения и регистрации. Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Недостоверность сведений, представленных кандидатом (если недостоверность сведений носит существенный характер), может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, а если недостоверность сведений будет установлена после регистрации кандидата – основанием для отмены регистрации судом.

Кандидат может быть выдвинут только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

Кандидат вправе заявить о своей принадлежности к не более чем одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке и о своем статусе в этом общественном объединении.

Кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры.

2) связанные с финансированием избирательной кампании:

- обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды;

- вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением предвыборной кампании;

- не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления.

3) на стадии предвыборной агитации (только для зарегистрированных кандидатов):

- право на ведение предвыборной агитации в различных ее формах (через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах). Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия для доступа к средствам массовой информации;

- вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается при проведении агитации злоупотреблять свободой массовой информации, осуществлять подкуп избирателей, заниматься благотворительной деятельностью. Нарушение правил ведения предвыборной агитации, установление фактов подкупа избирателей могут служить основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов.

4) на стадии голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования (только для зарегистрированных кандидатов):

- право принимать участие в деятельности избирательных комиссий (присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования);

- право на оповещение со стороны избирательной комиссии и возможность свободного доступа зарегистрированного кандидата на ее заседания и при осуществлении работы с избирательными документами;

- право назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одном члену комиссии с правом совещательного голоса, а также назначить наблюдателей;

- вправе присутствовать на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, составлении протоколов избирательными комиссиями об итогах голосования, о результатах выборов;

- вправе требовать от избирательных комиссий предоставление итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. В случае проведения повторного голосования, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата – это правовые средства, обеспечивающие зарегистрированному кандидату реализацию предоставленных ему прав. Можно выделить трудовые, материальные, административно- и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.

К числутрудовых гарантий ФЗ «Об основных гарантиях...» относит: обязанность администрации предприятия, учреждения, организации, командира воинской части, руководителя внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, освободить его от работы, службы по заявлению, раппорту в любой день и на любой срок со дня регистрации кандидата избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов; запрет на увольнение с работы зарегистрированного кандидата или на его перевод во время проведения выборов; зачисление времени участия зарегистрированного кандидата в выборах в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

К числуматериальных гарантий относится возможность получения зарегистрированным кандидатом денежной компенсации за период, на который он был освобожден от исполнения своих служебных обязанностей; возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов.

Административно-правовые и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированного кандидата сводятся к тому, решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

 

Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством, организующие подготовку и проведение выборов, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан (гл. 4 ст. 20-31 Федерального закона «Об основных гарантиях...»).

Все избирательные комиссии можно разделить на две группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии, положение которых в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ, а также избирательные комиссии муниципальных образований, являющиеся муниципальными органами и не входящие в структуру органов местного самоуправления.

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе: окружные, участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственнымиорганами, окружные и участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавливает систему избирательных комиссий.На сегодняшний день существует шесть видов избирательных комиссий. Это – Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ (ИКС РФ), избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО), окружная избирательная комиссия (ОИК), территориальная избирательная комиссия (ТИК) и участковая избирательная комиссия (УИК).

В зависимости от уровня выборов количество (система) избирательных комиссий различается. Так, на федеральных выборах – Президента РФ либо Госдумы Федерального Собрания РФ – как правило, задействована следующая система из четырех избирательных комиссий. Это – ЦИК России (1), ИКСРФ (83), ТИК (св. 3500) и УИК (св. 96 тыс.).

Необходимо различать понятия «вышестоящая комиссия», «нижестоящая комиссия» и «организующая выборы избирательная комиссия». Согласно ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях...»:

- вышестоящая избирательная комиссия – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

- нижестоящая избирательная комиссия – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

- избирательная комиссия, организующая выборы, – это избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

К примеру, на федеральных выборах организующей избирательной комиссией является ЦИК РФ. Она является вышестоящей по отношению ко всем избирательным комиссиям. При этом Избирательная комиссия Белгородской области является вышестоящей по отношению к 22-м избирательным комиссиям муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий области, а Избирательная комиссии города Белгорода с полномочиями Белгородской городской территориальной избирательной комиссия является вышестоящей по отношению к 189 участковым избирательным комиссиям, сформированным на территории городского округа «Город Белгород» для проведения федеральных избирательных кампаний 2011-2012 гг. При проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва, состоявшихся 10 октября 2010 г., организующей комиссией являлась Избирательная комиссия Белгородской области. При этом участвовали 22 избирательные комиссии муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий, 1251 участковые избирательные комиссии, а по 17-ти одномандатным округам, в систему комиссий включались и окружные избирательные комиссии. При этом полномочия окружных избирательных комиссий были возложены на соответствующие территориальные избирательные комиссии. Например, Избирательная комиссия города Белгорода исполняла полномочия, как Белгородской городской территориальной избирательной комиссии, так и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 2-5; Избирательная комиссия Старооскольского городского округа исполняла полномочия, как Старооскольской территориальной избирательной комиссии, так и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 13-15.

Резюмируем, что ТИК может совмещать функции непосредственно территориальной избирательной комиссии при подведении итогов по единому избирательному округу (пропорциональная система выборов) и полномочия окружной избирательной комиссии (мажоритарная система относительного большинства) по решению ИКС РФ. При проведении выборов в органы местного самоуправления организующей комиссией является ИКМО. При этом законодательство позволяет возлагать полномочия ИКМО на ТИК.

Помимо организации и проведения выборов, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта РФ, органами местною самоуправления.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам субъектов РФ либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализацииих полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов РФ.

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов РФ,независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Принципколлегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов. Председатель комиссии назначается вышестоящей комиссией из числа ее членов (либо по предложению вышестоящей избирательной комиссии избирается тайным голосованием на ее заседании), а заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа ее членов. ЦИК РФ является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти ее членов с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением решений по следующим вопросам: об избрании заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии (тайным голосованием), по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии. Принципгласности в деятельности избирательных комиссии выражается в праве зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, средств массовой информация присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; в обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения (в том числе об итогах голосования и результатах выборов) в средствах массовой информации.