Принципы избирательного права

Понятие и содержание избирательного права России

Система и источники

 

Цели и задачи изучения темы: при подготовке к данной теме студенту необходимо уяснить понятие и значение выборов как формы реализации народовластия, изучить понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле. Обратить внимание на правовое регулирование федеральными и региональными законами принципов избирательного права (всеобщее, равное, прямое; тайное голосование; периодичность выборов; добровольное, свободное и личное голосование избирателя и других), а также условий, обеспечивающих их реализацию. Следует уяснить, что отдельная категория граждан Российской Федерации (далее – РФ) в силу предписания законов не может принимать участие в реализации активного, а также пассивного избирательного права. При подготовке к теме студенту также необходимо изучить понятие источника избирательного права, иметь четкое представление об иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе, а также значение каждого вида источника избирательного права в регулировании избирательных правоотношений. При рассмотрении института референдума, который в соответствии с Конституцией РФ наряду с выборами, является высшей формой непосредственного народовластия, студенту необходимо уяснить его разновидности, вопросы, выносимые на каждый уровень (федеральный, субъекта, муниципальный), а также понятие о стадиях референдума, механизме реализации его проведения и правовых последствиях принятых решений. Особое внимание следует обратить на правовые акты избирательных комиссий, принимаемые ими в целях обеспечения единообразного использования в ходе избирательного процесса законодательных и иных нормативных правовых актов о выборах.

 

В условиях становления и развития демократического правового государства в России избирательное право приобретает особую роль. Причина этого кроется в народовластии, которое было призвано стать реальной конституционной основой российской государственности. Ведь от решения избирателей, определяющих путем выборов состав законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, во многом зависит развитие государства. А из того, насколько высок уровень правовой культуры избирателей, определяется характер проведения выборов и их итогов. Немаловажную роль при этом играет изучение избирательного права и избирательного процесса, поскольку благодаря этим знаниям вырабатывается и определяется гражданская позиция по отношению к этому институту гражданского общества.

Так, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (далее – ФЗ «Об основных гарантиях…») определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Классификация видов выборов:

- очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица;

- внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами;

- основные выборы – выборы, в результате которых избирается весь состав представительного органа;

- дополнительные выборы проводятся при досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе;

- повторные выборы проводятся в случаях, если результаты основных выборов или дополнительных были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

Однако нормы избирательного права и процесса регламентируют не только институт выборов, но и референдума.

В теории избирательного права под референдумом понимается голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от частников референдума четко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против». Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его множественного толкования; на него может быть дан только однозначный ответ.

Референдум – способ принятия решений по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального (субъекта Федерации) и местного (муниципального) значения путем непосредственного голосования граждан. Референдум в российском законодательстве определяется как референдум РФ (федеральный), референдум субъекта РФ (региональный) и местный референдум.

Итогом модернизации российского законодательства, регламентирующего порядок осуществления высшей формы непосредственной демократии, стал Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме РФ» (далее ФКЗ «О референдуме…»), принятый 28 июня 2004 года по инициативе Президента РФ. В нем прослеживается стремление законодателя совершенствовать регулирование общественных отношений, связанных с инициированием, назначением, подготовкой и проведением референдума РФ, создать организационно-правовые условия для эффективной реализации конституционных прав граждан на непосредственное участие в управлении государственными делами и вместе с тем нейтрализовать попытки политических структур, отдельных групп граждан использовать институт референдума для решения узкокорпоративных задач, далеких от интересов всего населения.

Закон расширил круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум РФ. К таковым дополнительно отнесены следующие вопросы:

- об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, прио-становлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

- о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов либо должностных лиц, образуемых, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено договором.

Систематизированы и существенно расширены обстоятельства, исключающие проведение референдума. К ним дополнительно отнесено:

- введение военного или чрезвычайного положения не только на всей территории РФ (по нормам прежнего закона), но и в отдельных местностях РФ;

- инициирование референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а также в период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, если речь идет об инициировании референдума гражданами РФ.

Запрет на проведение повторного референдума по одному и тому же (по смыслу и содержанию) вопросу (вопросам) продлен с одного до двух лет со дня официального опубликования результатов первого референдума по данному вопросу (вопросам).

Процесс проведения референдума состоит из следующих стадий и этапов:

- подготовка референдума: народная инициатива (инициативы иных субъектов); информирование граждан; агитация по вопросам референдума; всенародное (народное) обсуждение вопроса, выносимого на референдум;

- проведение референдума: назначение референдума; организация референдума; голосование; подведение итогов голосования;

- реализация решения, принятого на референдуме: исполнение решения, принятого на референдуме; ответственность за неисполнение решения референдума.

Законодательные акты, принятые на референдуме, имеют такую же юридическую силу и занимают такое же место в правовой сфере, что и акты, принятые парламентом. Юридическая природа правовых актов, принимаемых путем референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя государственной власти. Именно поэтому такие акты не нуждаются в дополнительном одобрении или утверждении.

В Конституции РФ закреплено, что референдум и свободные выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа.

Непосредственно термин «избирательное право» понимается правоведами в двух смыслах: в объективном (позитивное избирательное право) – как система правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов (референдума), и субъективном (субъективное избирательное право) – как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

При этом общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами своих избирательных прав можно отнести к конституционным, административным и другим, т.е. эти правоотношения образуют особую группу, свойственную избирательному праву и составляющую специфику его предмета.

Предметом избирательного права можно определить совокупность общественных отношений, возникающих в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, референдумов, составляющие в целом избирательные права граждан.

Под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Активное избирательное право – это право голоса, которое относится только к выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления (право избирать). В РФ активное избирательное право принадлежит гражданам России, достигшим 18 лет и место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право избирать в органы местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.

Пассивное избирательное право – это право выдвигаться и баллотироваться в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также на выборные публичные должности (право быть избранным). Субъектом пассивного избирательного права является гражданин РФ, а применительно к уровню местного самоуправления и в установленных законом случаях – и иностранные граждане. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием, некоторыми другими критериями (оседлости, образования, неизбираемости и т.п.).

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избраннымиграждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом его регулирования.

Избирательное право в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву.

Избирательное право регулирует отношения, возникающие при организации и проведении выборов, путем закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений. В избирательно-правовую сферу вовлекаются отношения, возникающие в межвыборный период. Это, например, отношения по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно действующих избирательных комиссий.

Основное содержание избирательного права составляют процессуальные нормы, назначение которых состоит в регламентации процедуры реализации материально-правовых норм, закрепляющих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их многообразие и детализированность обусловлены спецификой предмета избирательного права, спецификой субъективного избирательного права, которое может быть реализовано только в рамках сложной правовой процедуры.

Избирательно-правовое отношение – это возникающая на основе норм избирательного права юридическая связь между субъектами, выражающаяся в форме их субъективных прав и обязанностей и закрепляющая их. Именно в избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права.

Виды избирательных правоотношений. Основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на основе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

Элементами избирательно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты избирательно-правовых отношений– участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм избирательного права.

Субъектами избирательно-правовых отношений могут выступать:

Граждане РФ,обладающие активным и пассивным избирательным правом.

Иностранные гражданев соответствии с международными договорами РФ, федеральным и региональным законодательством, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования – применительно к местным выборам и референдумам.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления,основной обязанностью которых является обеспечение реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, непосредственно осуществляющие подготовку и проведение выборов. Часть избирательных комиссий являются государственными (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии) и муниципальными (избирательные комиссии муниципального образования) органами.

Общественные объединения. Среди них основное место занимают политические общественные объединения, имеющие право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, и политические партии. Неполитические общественные объединения вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей, но не имеют основного права избирательных объединений - права выдвигать кандидатов.

Средства массовой информации (СМИ) – обеспечивают проведение предвыборной агитации, содействуют избирательным комиссиям в информирования избирателей о ходе выборов, вправе направлять своих представителей для наблюдения за ходом голосования и др.

Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты (например средства избирательного фонда), так и нематериальные – действия субъектов избирательного процесса (например, принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата).

Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов избирательно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право есть мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность есть предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов избирательно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать требования норм избирательного законодательства) и обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность избирательных комиссий осуществлять подсчет голосов, подведение итогов голосования и определение результатов выборов), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Совета Федерации Федерального Собрания РФ назначить в установленные законом сроки выборы Президента РФ).

Юридические факты – это обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть события и действия.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов. Например, истечение срока полномочий выборного органа является основанием назначения соответствующих выборов.

Действия как волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознания разделяются:

- правомерные действия соответствуют правовым предписаниям, согласуются с содержанием прав и обязанностей субъектов;

- неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права, не согласуются с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Избирательно-правовые отношения часто возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав.

Фактический состав – система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица, права быть избранным Президентом РФ, необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство РФ, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в РФ в течение 10 лет, а также не состояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

 

Конституционно-правовыепринципы избирательного права – это его основополагающие нормы, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Они представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях от правотворчества в сфере избирательного права до реализации избирательно-правовых норм.

Выделяются следующие принципы избирательного права (основные).

Принцип всеобщего избирательного права: граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом содержание данного принципа раскрывается через его ограничения – цензы.

Характеристики ограничений (цензов):

- гражданство РФ (за исключением муниципальных выборов);

- возраст (18 лет – активное избирательное право, дифференцируемый – пассивное избирательное право)

Пример: согласно ст. 81 и 97 Конституции РФ, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы – гражданин, достигший 21 года;

- ценз оседлости (в отношении пассивного избирательного права ограничения, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией). Так, Президентом РФ может стать гражданин, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ);

- ценз неизбираемости (характерен для пассивного избирательное право, есть невозможность для лица баллотироваться кандидатом). В соответствии со ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

В отношении активного избирательное право равенство избирателей достигается двумя способами: 1) каждому избирателю предоставляется равное количество голосов (в одномандатном округе – один голос, в многомандатном – количество голосов, равное числу распределяемых мандатов). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей и соответственно участвует в голосовании только один раз; 2) на выборах образуются примерно равные по численности избирателей избирательные округа.

В отношении пассивного избирательное право принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство условий при проведении предвыборной агитации.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно; распространяется на все виды выборов в РФ.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя (к примеру, бюллетени не нумеруются и не маркируются иным образом, избирателю предоставляется возможность заполнить бюллетень для голосования в специально оборудованной кабине, в которой не допускается присутствие посторонних лиц). Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без какого-либо принуждения со стороны государства. Избирательное законодательство может предусматривать признание выборов состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании или же устанавливать минимальный процент избирателей, участие которых необходимо для признания выборов состоявшимися. Так, при проведении выборов Президента РФ, выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей. Неучастие избирателей в выборах в мировой практике получило название «абсентеизм».

К принципам организации и проведения выборовотносятся:

- периодичность и обязательность проведения выборов;

- открытость и гласность выборов;

- альтернативность выборов;

- принцип подлинных выборов (выборы должны выявлять свободно выраженную волю народа и приводить к ее осуществлению).

К основным принципам избирательного процесса относятся такие принципы, как осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами – избирательными комиссиями, непрерывность и поступательность, законность, гласность (открытость) избирательного процесса, равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса, документальность избирательного процесса.