ТЕМА 7. Управленческий контроль в таможенных органах.
Заключение.
Роль руководителей таможенных органов в процессе принятия решения.
Роль руководителя таможенного органа в процессе принятия решения исключительна и незаменима уже потому, что именно он наделен полномочиями по принятию решений и поэтому обязан управлять деятельностью специалистов, привлекаемых к разработке данного вопроса. Говоря конкретнее, руководитель таможенного органа ставит перед специалистами задачу для решения, участвует в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. Способность корректно сформулировать, поставить задачу в сложной, и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, которая относится к числу его важнейших достоинств. В последующем он выполняет сложную работу по принятию решения и берет на себя ответственность за него, наконец, организует его выполнение.
Решение разрабатывается совместно руководителем и привлекаемыми им к этому процессу специалистами таможенного дела. Важнейшая задача последних состоит в том, чтобы оказать помощь руководителю. Вначале специалисты, исходя из имеющихся материалов анализа ситуации, данных прогноза, мнений отдельных экспертов и др., составляют список всех возможных целей, который первоначально не обязательно должен быть точным и полным, и проводят их систематизацию. В процессе обмена мнениями уточняются старые и выявляются новые цели. Специалисты помогают наметить наиболее рациональные подходы к их определению. Далее ими выявляются и первоначально оцениваются варианты решения проблемы. Проблема расчленяется с таким расчетом, что были видны все причинно-следственные связи, определяются тенденции в изменении поведения таможенных объектов в будущем, осуществляется выбор критериев и др. При этом важно, чтобы проблемы, подлежащие решению, выявлялись при участии самих руководителей таможенных органов. Такое участие, как правило, всегда служит важным фактором успеха.
Решение- это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
План лекции:
1. Сущность и необходимость контроля в таможенных органах.
2. Виды управленческого контроля.
3. Процесс контроля.