По месту проведения

По уровню компетентности респондентов

По степени стандартизации

Взаимодействие респондента и исследователя

По способу фиксации и процедуре проведения1

Виды опроса

Письменный опрос – опрос, в котором респондент записывает свои ответы самостоятельно. Например, анкетирование.

Устный опрос – опрос, в котором респондент устно отвечает на вопросы, а исследователь фиксирует эту информацию. Например, интервью.

Заочный опрос – опрос, в котором контакт респондента и исследователя опосредован. Например, почтовый опрос, прессовый опрос.

Очный опрос – опрос, в котором исследователь выступает в качестве инструктора, собирает информацию в ходе непосредственного контакта. Например, интервью.

Стандартизированный опрос – опрос, в котором перечень вопросов строго определен. Например, анкетирование с закрытыми вопросами.

Нестандартизированный опрос – опрос, в котором существующие общие блоки тем необходимо обсудить с респондентом. Например, формализованное интервью.

Экспертный опрос – опрос, в котором респонденты – специалисты в какой-либо области.

Массовый опрос – опрос широкого круга респондентов.

Домашний опрос – опрос, который проводится по месту жительства респондента.

Опрос в профессиональной сфере – опрос, который проводится на рабочем месте респондента.

Лабораторный опрос – опрос, который проводится в искусственно созданных исследователем условиях.

Анкетирование – письменный опрос, проводимый на базе анкеты.

Преимущества метода анкетирования:

1. Короткие сроки проведения.

2. Относительная дешевизна.

3. Информация достаточно легко поддается обработке.

В качестве основного инструмента для анкетирования используется анкета (вопросник).

Анкета – объединенный единым исследовательским замыслом перечень вопросов, направленный на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Структура анкеты:

1. Введение (приамбула) должно содержать:

- название организации-заказчика и организации, проводящей исследование;

- указание кому анкета адресована;

- обращение к респонденту в единственном числе, безличной форме;

- краткое обращение к респонденту, где поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса;

- краткая инструкция по заполнению анкеты;

- указание на анонимность;

- благодарность за предстоящее участие в опросе;

- место и год проведения опроса.

2. Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также процедурой заполнения анкеты.

3. Классификационная часть анкеты, или «паспортичка», состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других личных характеристик респондента. Как правило, она помещается в конце анкеты. Отделяется от основной части предложением «А теперь укажите некоторые данные о себе». Заканчивается «паспортичка» выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе. Помещение «паспортички» в начале анкеты может вызвать сомнение в анонимности опроса и повлиять на ответы. Вопросы «паспортички» должны тесно увязываться с объектом, целями, задачами и гипотезами исследования, так как впоследствии именно по ним будет производиться группировка и анализ собранной первичной информации.

Принцип построения анкеты:

1. Последовательность следования вопросов такова: в начале анкеты размещают легкие, в середине – сложные, в конце вновь более легкие вопросы, например вопросы «паспортички».

2. Необходимо учитывать специфику культуры и практического опыта опрашиваемых.

3. Важно помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дают разную информацию.

4. Опыт показывает, что внимания и терпения респондента хватает на 25–30 минут, поэтому оптимальный размер анкеты – 4 страницы.

5. Прежде чем отдавать анкету в полный тираж, ее целесообразно опробовать («прокатать») в пилотажном опросе, чтобы уточнить, правильно ли поняты все вопросы, не слишком ли длинна и утомительна, сколько времени занимает ее заполнение и т.д.

6. Бумага для массового опросника должна быть не самого высокого качества, чтобы он не был похож на официальный документ, но и не самая плохая. Бумага для экспертного опроса, напротив, должна быть высокого качества – этим подчеркивается важность мнения экспертов.

Типы вопросов в анкете:

1. По содержанию:

Вопросы о поведении – вопросы, касающиеся определенных действий респондента. Например, «Какие кинотеатры Вы посещаете?»;

Вопросы о фактах – это вопросы о положении респондента (возрасте, составу семьи, социальном положении и т.д.). Например, «Есть ли у Вас дети?»;

Вопросы на информированность – это вопросы на знание респондентом какой-либо информации. Например, «Какие документы необходимы для получения заграничного паспорта?»

Вопросы о намерениях, мнениях, установках – это вопросы об отношении респондента к какому-либо явлению или процессу. Например, «Как Вы относитесь к увеличению штрафов?»

2. По функциям:

Программно-тематические – вопросы, направленные на решение целей и задач исследования;

Служебные – специальные вопросы. Служебные вопросы бывают:

· контактные – вопросы, направленные на установление контакта с респондентом (заинтересовать его). Обычно первые 2–3 вопроса анкеты.

· контрольные вопросы – вопросы, проверяющие достоверность и искренность ответов респондента. Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы через несколько вопросов, а также формулировки вопросов, ответы на которые заведомо хорошо известны.

· вопросы-фильтры – вопросы, которые задаются для выделения из совокупности опрашиваемых той их части, которой будет адресован содержательный вопрос, следующий за вопросом-фильтром. Например, вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом?» отфильтровывает респондентов для ответа на вопрос: «Какими именно видами спорта Вы занимаетесь?»

3. По структуре:

Закрытый вопрос – вопрос, в котором предлагаются варианты ответов. Они имеют массу преимуществ: увеличить заполняемость анкет, сокращает время заполнения, дает возможность предварительной кодировки вариантов ответов и т.д. Недостатки связаны с тем, что предложенная структура ответов может не совпадать с мнениями опрашиваемых (особенно это актуально в том случае, если не было проведено пробное исследование), нет притока новой информации от источника, т.е. респондента.

Различают несколько видов закрытых вопросов.

Альтернативный вопрос – вопрос, на который респондент может выбрать один вариант ответа. Например, «Есть ли у Вас автомобиль? Да – Нет».

Неальтернативный вопрос – вопрос, на который респондент может выбрать несколько вариантов ответа. Например, «Что для Вас является наиболее ценным в жизни? (можно выбрать несколько вариантов ответов)».

Полузакрытый вопрос – вопрос, на который представлены варианты ответов и респонденту предлагается дать дополнительные, самостоятельно сформулировать их, если предложенные варианты его не устраивают.

Полузакрытый вопрос используется, если у исследователя нет уверенности в том, что он исчерпал полный перечень возможных ответов. В полузакрытых вопросах оставляют запасные коды для кодирования дополнительных ответов.

Открытый вопрос – вопрос, на который не дается набор возможных ответов. Их формирует сам респондент. Для ответа на открытый вопрос оставляют две–три свободные строки. Преимущество его состоит в том, что здесь влияние исследователя на респондента значительно уменьшается, и эти ответы дают бесценный материал для исследователя. С другой стороны, открытые вопросы затрудняют обработку материала и требуют дополнительной обработки, дают большой процент незаполненных анкет. Поэтому они используются, как правило, в экспертных опросах, в пилотажных исследованиях или предлагаются как дополнительные в конце анкеты для сбора данных о предложениях и пожеланиях респондентов по теме опроса.

Открытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать, закрытые – наоборот.

4. По форме:

Прямой вопрос – вопрос, апеллирующий непосредственно к мнению респондента. Например, «Считаете ли Вы себя националистом?»;

Косвенный вопрос – вопрос, когда респондент высказывается от третьего лица или от имени коллектива, группы. Например: «Как Вы относитесь к высказыванию: «Все посты в России должны занимать русские»?»

Считается, что на косвенные вопросы получают более искренние ответы, поскольку респонденту дается возможность высказаться не от собственного лица, а от общественного мнения.

5. По графическому оформлению:

Текстовый вопрос – вопрос, который оформляется в виде текста;

Вопрос-рисунок – вопрос, который оформляется в виде рисунка;

Табличный вопрос – вопрос, который оформляется в виде таблицы;

Графический вопрос – вопрос, который оформляется в виде графика, схемы.