Виды анализа документов

Использование технических средств

По степени формализованности наблюдения

Структурированное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для целей исследования, и сосредоточивает на них свое основное внимание, составляя специальный план записи наблюдений. Задачей структурированного наблюдения является систематическое описание ситуации или проверка рабочей гипотезы.

Неструктурированное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Задачей этого вида наблюдения является изучение объекта в целом или основных его составляющих.

Наблюдение с использованием технических средств – применяются диктофон, фотокамера, видеокамера. Особенностями данного вида являются возможности большего охвата поля наблюдения (видеонаблюдение), объективная фиксация данных, повышенные требования к этике представления данных заказчику.

Наблюдение без использования технических средств – наблюдение, в ходе которого технические средства не используются. Особенностью данного вида является повышенное требование к памяти, вниманию и способам фиксации полученной информации.

В процессе наблюдения обычно используются следующие способы регистрации информации:

1. Карточка наблюдения – формализованная форма фиксации информации, в которой указываются предельно четкие показатели.

2. Протокол наблюдения – полуформализованная форма фиксации информации.

3. Дневник наблюдения – систематическая, свободная фиксация анализируемых признаков. Заносится вся необходимая для понимания информация.

Метод анализа документов. Документом в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.

Проблема установления достоверности:

1. Выяснение подлинности документа – определение, фальшивый документ или подделка (нет проблем с подлинностью периодических изданий, книг).

2. Проверка зафиксированной в документе информации. Не следует смешивать надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.

Проверка зафиксированной в документе информации включает в себя:

1. Выяснение верности описания в документе факта или события. Необходимо придерживаться правил:

- информация о фактах надежнее, чем оценочные суждения автора;

- первичные документы более достоверны, чем вторичные.

2. При анализе первичных документов необходимо проверить, действительно ли автор был свидетелем события. Когда была сделана запись о событии: сразу или по прошествии какого-то времени (чем раньше, тем подробнее, но более оценочна).

3. Необходимо учитывать цель создания документа. Полнота информации об описываемом событии должна анализироваться под углом зрения событий, вынудивших автора создать документ.

4. Учитывать ошибки документов, которые могут быть случайными (опечатка) или систематическими (сознательное – намеренное желание исказить информацию; несознательные – из-за субъективного восприятия мира, по незнанию, из-за каких-либо методических ошибок).

Правила работы с документами:

1. Определить, какие документы необходимы для исследования. Продумать критерии отбора необходимых документов (время создания, сфера деятельности автора, личные или официальные и т.д.)

2. Определить надежность и достоверность документов.

3. Выбрать адекватный метод анализа документов.

Традиционный (классический) анализ документов – это умственные операции по интерпретации, понимании сути информации, содержащейся в документе.

Традиционный (классический) анализ документов отличается от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания. Как метод исследования анализ документов предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Огромную роль играют здесь опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Основная трудность при работе с доступными (т.е. нецелевыми) документами – умение читать данные на языке гипотез исследования. Ведь документ был составлен вовсе не того, чтобы вы проверяли поставленные гипотезы.

Различают внешний и внутренний анализ документов.

Внешний анализ в традиционном анализе документов предполагает:

- анализ исторического и социального контекстов, которые сопутствовали появлению документа;

- установление цели создания документа, намерения автора;

- установление надежности и достоверности документа.

Внутренний анализ в традиционном анализе документов предполагает:

- исследование содержания самого документа;

- выяснение компетенции и профессионализма автора;

- разработку вопросов, ответы на которые предусматривают исследовательские задачи.

Основной недостаток традиционного анализа документов заключается в субъективизме исследователя, поскольку так или иначе все предложенные идеи, факты, события и комментарии в изучаемом документе преломляются через его субъективный мир.

Попытка избежать проблему субъективного анализа документов была предпринята в методе контент-анализа.

Сам термин «Анализ содержания» (content analysis), как и первые попытки провести статистически точные измерения содержания материалов массовой информации, ведет свое начало от исследований в области американской журналистики на рубеже XIX и XX вв.

Контент-анализ – строго формализованный метод анализа текстовой информации, использующийся для анализа содержания текстов СМИ, пропаганды.

Одна из первых работ в этой области – исследование Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости?», опубликованное в 1893 г.

Дж. Спид проанализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и 1893 гг. Сравнивая содержание материалов, он решил выяснить, какие изменения произошли в американской прессе за прошедший период[3]. Именно в это время одна из крупнейших сейчас газет «Нью-Йорк Таймс» увеличила свой тираж, снизив цену номера с трех до двух центов и одновременно значительно увеличив свой объем.

Дж. Спид классифицировал содержание материалов по темам: литература, религия, сплетни и т.д., измерил длину газетных колонок (в дюймах), отводимую для освещения этих тем, и пришел к следующему выводу: после проведенной «реформы» газета стала публиковать больше материалов (как построчно, так и в пропорции по количеству материалов), содержащих пересказ различных скандальных историй, сплетен и слухов.

Процедура проведения контент-анализа:

1. Определение предмета анализа документа (признаков, свойств, которые могут характеризовать изучаемую проблему).

2. Выделение в текстовой информации категорий анализа или смысловых единиц.

Категории анализа должны выражать теоретические понятия исследования; обладать возможностями регистрации.

Единица анализа – часть текста, которая может быть поставлена в соответствие с категорией анализа и содержащая признаки с ней соотносящиеся: слово, высказывание, фамилия и т.д.

3. Подсчет употребления категорий анализа.

Единица счета – количественная характеристика единицы анализа, т.е. сколько раз, на какой площади и т.д.: число строк, абзацев, квадратных дециметров, время в эфире и т.д.

В социологии опрос представляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов. По подсчетам исследователей, с его помощью собирается примерно 70 % информации.

Область применения опроса:

- как ведущий метод в изучении сферы сознания;

- изучение социальных явлений и процессов, малодоступных для непосредственного наблюдения;

- при отсутствии (или недостаточности) документов;

- в качестве основного или дополнительного метода сбора социологической информации;

- на всех этапах социологического исследования.

Специфика опроса:

1. Получение информации через общение (личное или опосредованное).

2. Искомая информация представляется в виде ответов на вопросы со слов самого респондента.

3. Предмет опроса – субъективно-оценочная информация.

4. Возможность использовать в тех случаях, когда другими методами информацию собрать невозможно. Например, при исследовании мотивов, ценностей.

5. Высокая степень субъективизма требует сопоставления с данными, полученными другими методами сбора информации.