Процедурно-методический блок программы социологического исследования

1. Обоснование и расчет выборки, т.е. определение количества исследуемых.

2. Обоснование методов сбора информации. На выбор метода сбора информации влияют следующие факторы:

- уровень теоретической подготовленности исследователя;

- степень разработанности проблемы в литературе;

- состояние и специфика объекта;

- наличие ресурсов (денег, компьютерных программ, персонала, помещений и т.д.);

- особенности исследовательских целей, задач и гипотез.

3. Разработка инструментария, т.е. документа, при помощи которого будет осуществляться сбор необходимой информации.

4. Определение методов обработки и анализа данных, т.е. в каком порядке и какими методами будет обрабатываться и анализироваться собранная информация.

5. Составление рабочего плана, т.е. определение объема интеллектуальных, организационных и финансовых затрат. Рабочий план строится в соответствии с потребностью ресурсов на этапах социологического исследования.

3. Методы наблюдения, анализа документов и опроса в социологии

Метод наблюдения – социологический метод сбора первичной информации направленный на систематическое непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрацию значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений, ситуаций, процессов, подвергающихся контролю и проверке.

Область применения наблюдения:

- в основном в исследованиях описательного плана. В таких исследованиях проблематика ясна, основные объекты и стороны изучаемого явления определены, гипотезы намечены;

- для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов;

- в исследованиях экспериментального плана, цель которых – проверка гипотез путем введения в изучаемую ситуацию контролируемого фактора и выяснения эффекта его действия;

- для получения информации в «закрытых» социальных группах. Например, секта, преступная группировка;

- при исследовании явлений и процессов, если отсутствуют документальные источники. Например, взаимодействие в определенном коллективе;

- при невозможности провести опрос. Например, деятельность детей в дошкольных учреждениях.

Специфика наблюдения:

1. Оно не должно вредить тому, за кем мы наблюдаем.

2. Наблюдателю следует избегать эмоционально-ценностной окрашенности восприятия, истолковывать поведение и действия других людей через призму собственного «я» исследователя.

3. Необходимо учитывать неадекватность наших органов чувств, восприятия.

4. Возможность наблюдения только тех событий, которые происходили во время исследования. Наблюдатель должен учитывать сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

5. Возможности наблюдаемых изменять свое поведение, если они заметили, что их исследуют. Данный эффект был выявлен исследовательской группой Хоторнского эксперимента.

6. Для наблюдения недоступны некоторые социальные явления и процессы. Например, мотивы, установки ценности и т.д.

7. Локальность наблюдаемых явлений зачастую ограничивает исследователя в экстраполяции результатов на весь класс исследуемых явлений.

Преимущества метода наблюдения:

1. Отсутствие языкового барьера;

2. Получение информации в процессе развития той или иной социальной ситуации.

3. Оперативность получаемой информации.