Третий закон – закон эмоциональной речи

 

Говорящий должен не только мыслить и говорить, но и чувствовать, переживать то, о чем он сообщает. При этом, естественно, очень важно искусство соблюдения меры и гармонии, в частности, характер эмоций оратора должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации.

Четвертый закон – закон удовольствия

 

Этот закон гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общения приятным.

Это не значит, что слушателя нужно непрерывно смешать, развлекать. Приятно слушатель речь, если ее легко. Именно этому служат все способы, правила риторики, о которых мы говорили ранее. Неприятны излишние усилия и то, что делается по принуждению, говорили Аристотель. Адресат же речи, особенно публичной, поставлен в не слишком завидное положение: некоторое время он должен сидеть смирно, да к тому же еще и молча. Больше того, он вынужден делать постоянные усилия, чтобы понимать, о чем сообщает говорящий, должен постоянно контролировать и направлять свое внимание. Беда, если слушателю приходится выполнять свою и без того трудную работу, когда речь плоха: неясная, путаная, скучная, невыразительная, да еще такая, что по ней нельзя определить, когда же все это кончится.

Какие же специальные средства использует классическая риторика, чтобы сделать речевое общение приятным (кроме уже рассмотренных выше в данной теме)?

Это многочисленные и разнообразные средства, служащие тому, чтобы в речевом общении была реализована игровая установка, возникла игра. Что может доставить большее удовольствие, чем игра? Особенно если человек и не ожидает, что она возможна. Слушатель охотно вовлекается в игру: стремится разгадать загадку, обнаружить смысл парадокса, позаботиться каламбуром, пронаблюдать игру слов.

Кроме этих «игровых фигур» речи и юмора, мощным средством выполнения 4-го закона служит разнообразие речи. Разнообразие – общий принцип ораторской деятельности. По сути дела, ему служат и движения в речи, и юмор и мимика и жесты и перемещения в пространстве оратора.

Принцип разнообразия касается и акустики речи – ее темпа, звуковысотного диапазона, ритма. Монотонная речь – лучший способ усыпить слушателя.

Возьмем себе за правило совет английского лирика XVIв. – сэра Филиппа Сидни: «Пытаясь убеждать или учить кого-либо, нужно делать это так приятно, чтобы дети оторвались от игры, а старики – от камина».