Для воспроизведения единиц физических величин в общегосударственном и международном масштабах служат эталоны.
Эталоны единиц физических величин.
Эталоны - средства измерений (или комплекс СИ), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а так же передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденное в качестве эталона в установленном порядке. Эталон должен обладать тремя свойствами: неизменностью, воспроизводимостью и сличаемостью (возможностью обеспечения сличения с эталоном других СИ, нижестоящих по поверочной схеме).
От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них – рабочим средствам измерений.
Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов – это образцы веществ и материалов, химический состав или физические свойства которых типичны для данной группы веществ (материалов), определены с необходимой точностью, отличаются высоким постоянством и удостоверены сертификатом.
Наиболее известные эталоны - эталоны длины и массы, хранящиеся в «International Bureau of Weights and Measures» в Севре. Первый из них - "метр" - имеет лишь исторический интерес. Второй - эталон килограмма - сохраняет функцию международного эталона массы. В настоящее время - эталон единицы длины – метр, равный по ГОСТу 8.417-81 1650763,73 длин световых волн в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями атома Kr86. На XII Генеральной конференции мер и весов принято новое определение: метр – длина пути, проходимого светом в вакууме за 1/299792458 секунд.
3.4. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н)
Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом ГМС в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. ГМК и Н осуществляются ГМС Госстандарта России.
Государственный метрологический контроль включает:
1. утверждение типа СИ;
2. поверку СИ, в том числе эталонов;
3. лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИ.
Утверждение типа СИ. Система испытаний и утверждения типа СИ включает:
1. испытания СИ с целью утверждения типа;
2. принятие решения об утверждении типа;
3. его государственную регистрацию (внесение в Государственный реестр) и выдачу сертификата об утверждении типа;
4. испытания СИ на соответствие утвержденному типу;
5. признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;
6. информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.
Периодические контрольные испытания изделия на соответствие утвержденному типу проводят в следующих ситуациях:
1. при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых СИ;
2. при внесении в конструкцию или технологию изготовления СИ изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;
3. при истечении срока действия сертификата об утверждении типа;
4. по решению Госстандарта России при постановке на производство средства измерений изготовителем;
5. в случае выдачи лицензии на право производства СИ предприятию, не являющемуся изготовителем образцов СИ, по результатам испытаний которых утвержден их тип.
Поверка СИ
Средства измерений (СИ), подлежащие ГМК и Н, подвергаются поверке органами ГМС при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации, при продаже и выдачи напрокат.
Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИСИ
Лицензирование производится после проверки органами ГМС наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм. В случаях нарушения установленных условий лицензия аннулируется.
Государственный метрологический надзор осуществляется за:
1. выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм.
2. количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
3. количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
МК и Н метрологическими службами юридических лиц осуществляются путем:
1. калибровки СИ;
2. надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными для выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм НД по ОЕИ;
3. выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
4. проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа СИ, а также на поверку и калибровку.
4. Стандартизация
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности повышение конкурентоспособности в сферах производства и обращения продукции, работ или услуг.
Объекты стандартизации - изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, а также в международной торговле.
Задачи стандартизации:
1. обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
2. установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
3. установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
4. согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
5. унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
6. установление метрологических норм, правил, положений и требований;
7. нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
8. установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;
9. создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
10. нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
11. создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
12. содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
4.1. Стандартизация в РФ
В РФ действует государственная система стандартизации (ГСС), объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов. ГСС включает в себя:
1. стандарты, содержащие совокупность взаимосвязанных правил и положений, определяющих основные понятия, цели и задачи стандартизации;
2. организацию и методику планирования и проведения работ по стандартизации;
3. порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и других НТД по стандартизации, порядок внесения в них изменений;
4. контроль за внедрением и соблюдением стандартов;
5. правила построения, изложения, оформления и содержания стандартов и др.
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
Нормативные документы по стандартизации
Наименование документа | Определение | Обозначение | Сфера действия |
Государственный стандарт РФ | Принятый Госстандартом России или Госстроем России | ГОСТ Р | РФ |
Региональный стандарт | Принятый региональной организацией по стандартизации | ГОСТ, СТ СЭВ | Страны – члены региона |
Межгосударственный стандарт (является стандартом регионального типа) | Принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве | ГОСТ | Страны – члены Межгосударственного Совета (МГС) и (или) Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС) |
Международный стандарт | Принятый международной организацией по стандартизации | ИСО, МЭК, ИСО/МЭК | Страны – члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК |
Общероссийский классификатор технико-экономической информации | Документ, принятый Госстандартом России или Госстроем России | ОК | РФ |
Стандарт отрасли | Ппринятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения | ОСТ | В одной или нескольких отраслях |
Стандарт предприятия | Утвержденный предприятием | СТП | На данном предприятии и других субъектах хозяйственной деятельности при выполнении договоров |
Стандарт научно-технического, инженерного общества | Научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением | СТО | На принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний |
Технические условия | Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) | ТУ | На конкретное изделие, материал, вещество |
Правила Правила по межгосударственной стандартизации | Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ | ПР ПМГ | Российская Федерация Страны – члены МГС и (или) МНКТС |
Рекомендации Рекомендации по межгосударственной стандартизации | Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ | Р РМГ | Российская Федерация Страны – члены МГС и (или) МНКТС |
Регламент | Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти | Сфера действия регламента |
4.2. Методы стандартизации
Виды стандартизации:
1. стандартизация по достигнутому уровню - устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства;
2. опережающая стандартизация - заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;
3. комплексная стандартизация - развитие стандартизации снизу вверх - от сырья к готовой продукции, от общих конструктивных деталей и элементов к машинам, приборам, аппаратам и сверху вниз – от стандартизации основных параметров сложных объектов производства (приборов, систем, машин) к стандартизации их элементов (агрегатов, узлов, деталей.
Методы стандартизации:
1. Симплификация – сокращение числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества.
2. Систематизация - расположение в определенном порядке и последовательности, удобной для пользования. Например, цифровая систематизация по порядку номеров или в хронологической последовательности, в стандарт помимо номера вводят цифры, указывающие год его утверждения.
3. Классификация- расположение предметов и понятий по классам и размерам в зависимости от их общих признаков. Пример, универсальная десятичная система (УДК) в публикациях, журналах, библиографических каталогах.
4. Параметрическая стандартизация - установление рациональной номенклатуры изготавливаемых изделий с целью унификации, повышения серийности и развития специализации их производства. Параметрический ряд - закономерно построенная в определенном диапазоне совокупность числовых значений главного параметра изделий одного функционального назначения и аналогичных по кинематике или рабочему процессу. Главный параметр - параметр, который определяет важнейший эксплуатационный показатель изделия и не зависит от технических усовершенствований изделия и технологии изготовления. Например, для измерительных приборов – погрешность измерения, цена деления шкалы, измерительная сила и др. Разновидностью параметрического ряда является типоразмерный(размерный) ряд, его главный параметр – размеры изделий. Теоретической базой стандартизации является система предпочтительных чисел.Предпочтительные числа -числа, которые рекомендуется выбирать преимущественно перед всеми другими при назначении величин параметров для вновь создаваемых изделий. На базе параметрических (типоразмерных) рядов создают конструктивные ряды конкретных типов изделий одинаковой конструкции и одного функционального назначения.
5. Унификация – уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения.
6. Типизация – разработка и установление типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы.
7. Агрегатирование – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.
4.3. Международная стандартизация
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Сфера деятельности ИСО - стандартизации и сертификация во всех областях, кроме электротехники и электроники (компетенция Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC)).
Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
В состав ИСО входят 157 стран своими национальными организациями по стандартизации. Из них - 80 комитетов-членов - имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. 25 членов-корреспондентов - имеют право только на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты - имеют возможность быть в курсе международной стандартизации. Россию в ИСО представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве члена-комитета ИСО.
Организационная структура ИСО:
1. Руководящие органы:
a. Генеральная ассамблея (высший орган) - собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами.
b. Совет - руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи, имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение.
c. Техническое руководящее бюро (PLACO, Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы, по организации и координации технических сторон, по созданию и роспуску технических комитетов, определяет области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.
2. Рабочие органы:
a. Технические Комитеты (ТК):
b. Подкомитеты.
c. Технические консультативные группы (ТКГ).
5. Сертификация
Объекты сертификации - продукция, системы качества, предприятия, услуги, персонал, рабочие места и др.
Сертификация- это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что объект сертификации соответствует установленным требованиям.
Цели сертификации:
1. удостоверение соответствия объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
2. содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
3. создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
5.1. Правовые основы сертификации
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
· законами РФ: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
· подзаконными актами:указами президента, правительства РФ (постановление правительства РФ «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение правительства РФ «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации»), постановлениями Госстандарта России («Правила по проведению сертификации в Российской Федерации»), нормативными актами министерств и ведомств.
Нормативно-методическая база сертификации включает:
· совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг (ГОСТы, ТУ и т.д.), а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (ГОСТы, методические указания и т.д.);
· комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (правила по сертификации).
5.2. Системы и схемы сертификации
Система сертификации- совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система сертификации формируется на национальном (федеральном), региональном и международном уровне. Системы сертификации в РФ: ГОСТ Р, Министерство Здравоохранения РФ, ГосКом РФ по связи и информатизации (ГосКомСвязи) и пр.
1. Обязательная сертификацияосуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Перечни объектов, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.
2. Добровольная сертификацияпроводится по инициативе заявителей в условиях подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, технических условий, рецептур и др. документов, определенных заявителем. Добровольная сертификация проводится на условии договора между заявителем и органом по сертификации.
Схема сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным.
Декларация о соответствии- это документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Знак соответствия- это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
5.3. Этапы сертификации
1. Заявка на сертификацию - выбор органа для сертификации, рассмотрение заявки, подача заявки, решение по заявке.
2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям:
a. Оценка соответствия системы качества - предварительная оценка по документам системы качества, проверка на предприятии, составление акта проверки.
b. Оценка соответствия продукции - отбор и идентификация образцов, испытания образцов, оформление протокола испытаний.
c. Оценка соответствия услуг - проверка результата услуги, оформление протокола испытаний.
d. Оценка соответствия персонала - сдача экзамена в экзаменационном центре, оформление протокола экзамена.
3. Анализ результатов оценки соответствия.
a. Анализ акта проверки системы качества в органе по сертификации.
b. Анализ результатов испытаний в органе по сертификации, отраженных в протоколе.
c. Анализ протокола обследования результата услуги.
d. Утверждение протокола экзамена в органе по сертификации.
4. Решение по сертификации - оформление сертификата соответствия (знака соответствия) или отказ в выдаче.
5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом - периодические проверки правильности использования сертификата и знака соответствия.
5.4. Органы по сертификации и их аккредитация
Сертификация осуществляется органами сертификации, испытательными лабораториями и сертификационными центрами.
1. Орган по сертификации– юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Функции органа по сертификации:
· привлекает на договорной основе для проведения испытаний и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;
· осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
· ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
· информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
· приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
· обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
· устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
2. Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания объекта сертификации и выдают протоколы испытаний. ИЛ несет ответственность за достоверность и объективность результатов испытаний.
3. Сертификационный центр - орган по сертификации, аккредитованный как ИЛ.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации Госстандарт выполняет следующие функции:
1. формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;
2. проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;
3. опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
4. готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
5. представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
Объекты аккредитации - испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.
Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации.