Для воспроизведения единиц физических величин в общегосударственном и международном масштабах служат эталоны.

Эталоны единиц физических величин.

 

Эталоны - средства измерений (или комплекс СИ), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а так же передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденное в качестве эталона в установленном порядке. Эталон должен обладать тремя свойствами: неизменностью, воспроизводимостью и сличаемостью (возможностью обеспечения сличения с эталоном других СИ, нижестоящих по поверочной схеме).

От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них – рабочим средствам измерений.

Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов – это образцы веществ и материалов, химический состав или физические свойства которых типичны для данной группы веществ (материалов), определены с необходимой точностью, отличаются высоким постоянством и удостоверены сертификатом.

Наиболее известные эталоны - эталоны длины и массы, хранящиеся в «International Bureau of Weights and Measures» в Севре. Первый из них - "метр" - имеет лишь исторический интерес. Второй - эталон килограмма - сохраняет функцию международного эталона массы. В настоящее время - эталон единицы длины – метр, равный по ГОСТу 8.417-81 1650763,73 длин световых волн в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями атома Kr86. На XII Генеральной конференции мер и весов принято новое определение: метр – длина пути, проходимого светом в вакууме за 1/299792458 секунд.

 

3.4. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н)

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом ГМС в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. ГМК и Н осуществляются ГМС Госстандарта России.

 

Государственный метрологический контроль включает:

1. утверждение типа СИ;

2. поверку СИ, в том числе эталонов;

3. лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИ.

Утверждение типа СИ. Система испытаний и утверждения типа СИ включает:

1. испытания СИ с целью утверждения типа;

2. принятие решения об утверждении типа;

3. его государственную регистрацию (внесение в Государственный реестр) и выдачу сертификата об утверждении типа;

4. испытания СИ на соответствие утвержденному типу;

5. признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;

6. информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.

Периодические контрольные испытания изделия на соответствие утвержденному типу проводят в следующих ситуациях:

1. при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых СИ;

2. при внесении в конструкцию или технологию изготовления СИ изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;

3. при истечении срока действия сертификата об утверждении типа;

4. по решению Госстандарта России при постановке на производство средства измерений изготовителем;

5. в случае выдачи лицензии на право производства СИ предприятию, не являющемуся изготовителем образцов СИ, по результатам испытаний которых утвержден их тип.

 

Поверка СИ

Средства измерений (СИ), подлежащие ГМК и Н, подвергаются поверке органами ГМС при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации, при продаже и выдачи напрокат.

 

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИСИ

Лицензирование производится после проверки органами ГМС наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм. В случаях нарушения установленных условий лицензия аннулируется.

 

Государственный метрологический надзор осуществляется за:

1. выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм.

2. количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

3. количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

 

МК и Н метрологическими службами юридических лиц осуществляются путем:

1. калибровки СИ;

2. надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными для выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм НД по ОЕИ;

3. выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

4. проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа СИ, а также на поверку и калибровку.

 

4. Стандартизация

 

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности повышение конкурентоспособности в сферах производства и обращения продукции, работ или услуг.

Объекты стандартизации - изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, а также в международной торговле.

 

Задачи стандартизации:

1. обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

2. установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

3. установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

4. согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

5. унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

6. установление метрологических норм, правил, положений и требований;

7. нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

8. установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

9. создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

10. нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

11. создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

12. содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

 

4.1. Стандартизация в РФ

 

В РФ действует государственная система стандартизации (ГСС), объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов. ГСС включает в себя:

1. стандарты, содержащие совокупность взаимосвязанных правил и положений, определяющих основные понятия, цели и задачи стандартизации;

2. организацию и методику планирования и проведения работ по стандартизации;

3. порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и других НТД по стандартизации, порядок внесения в них изменений;

4. контроль за внедрением и соблюдением стандартов;

5. правила построения, изложения, оформления и содержания стандартов и др.

 

Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

 

Нормативные документы по стандартизации

 

Наименование документа Определение Обозначение Сфера действия
Государственный стандарт РФ Принятый Госстандартом России или Госстроем России ГОСТ Р РФ
Региональный стандарт Принятый региональной организацией по стандартизации ГОСТ, СТ СЭВ Страны – члены региона
Межгосударственный стандарт (является стандартом регионального типа) Принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве ГОСТ Страны – члены Межгосударственного Совета (МГС) и (или) Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС)
Международный стандарт Принятый международной организацией по стандартизации ИСО, МЭК, ИСО/МЭК Страны – члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК
Общероссийский классификатор технико-экономической информации Документ, принятый Госстандартом России или Госстроем России ОК РФ
Стандарт отрасли Ппринятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения ОСТ В одной или нескольких отраслях
Стандарт предприятия Утвержденный предприятием СТП На данном предприятии и других субъектах хозяйственной деятельности при выполнении договоров
Стандарт научно-технического, инженерного общества Научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением СТО На принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний
Технические условия Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) ТУ На конкретное изделие, материал, вещество
Правила   Правила по межгосударственной стандартизации Документ в области стандартизации, метро­логии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязатель­ные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направле­ний, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ ПР     ПМГ Российская Федерация     Страны – члены МГС и (или) МНКТС
Рекомендации   Рекомендации по межгосударственной стандартизации Документ в области стандартизации, мет­рологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехничес­кие положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ Р     РМГ Российская Федерация     Страны – члены МГС и (или) МНКТС
Регламент Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти   Сфера действия регламента

 

 

4.2. Методы стандартизации

 

Виды стандартизации:

1. стандартизация по достигнутому уровню - устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства;

2. опережающая стандартизация - заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;

3. комплексная стандартизация - развитие стандартизации снизу вверх - от сырья к готовой продукции, от общих конструктивных деталей и элементов к машинам, приборам, аппаратам и сверху вниз – от стандартизации основных параметров сложных объектов производства (приборов, систем, машин) к стандартизации их элементов (агрегатов, узлов, деталей.

 

Методы стандартизации:

1. Симплификация – сокращение числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества.

2. Систематизация - расположение в определенном порядке и последовательности, удобной для пользования. Например, цифровая систематизация по порядку номеров или в хронологической последовательности, в стандарт помимо номера вводят цифры, указывающие год его утверждения.

3. Классификация- расположение предметов и понятий по классам и размерам в зависимости от их общих признаков. Пример, универсальная десятичная система (УДК) в публикациях, журналах, библиографических каталогах.

4. Параметрическая стандартизация - установление рациональной номенклатуры изготавливаемых изделий с целью унификации, повышения серийности и развития специализации их производства. Параметрический ряд - закономерно построенная в определенном диапазоне совокупность числовых значений главного параметра изделий одного функционального назначения и аналогичных по кинематике или рабочему процессу. Главный параметр - параметр, который определяет важнейший эксплуатационный показатель изделия и не зависит от технических усовершенствований изделия и технологии изготовления. Например, для измерительных приборов – погрешность измерения, цена деления шкалы, измерительная сила и др. Разновидностью параметрического ряда является типоразмерный(размерный) ряд, его главный параметр – размеры изделий. Теоретической базой стандартизации является система предпочтительных чисел.Предпочтительные числа -числа, которые рекомендуется выбирать преимущественно перед всеми другими при назначении величин параметров для вновь создаваемых изделий. На базе параметрических (типоразмерных) рядов создают конструктивные ряды конкретных типов изделий одинаковой конструкции и одного функционального назначения.

5. Унификация – уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения.

6. Типизация – разработка и установление типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы.

7. Агрегатирование – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

 

4.3. Международная стандартизация

 

Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Сфера деятельности ИСО - стандартизации и сертификация во всех областях, кроме электротехники и электроники (компетенция Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC)).

Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

В состав ИСО входят 157 стран своими национальными организациями по стандартизации. Из них - 80 комитетов-членов - имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. 25 членов-корреспондентов - имеют право только на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты - имеют возможность быть в курсе международной стандартизации. Россию в ИСО представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве члена-комитета ИСО.

Организационная структура ИСО:

1. Руководящие органы:

a. Генеральная ассамблея (высший орган) - собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами.

b. Совет - руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи, имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение.

c. Техническое руководящее бюро (PLACO, Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы, по организации и координации технических сторон, по созданию и роспуску технических комитетов, определяет области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

2. Рабочие органы:

a. Технические Комитеты (ТК):

b. Подкомитеты.

c. Технические консультативные группы (ТКГ).

 

5. Сертификация

 

Объекты сертификации - продукция, системы качества, предприятия, услуги, персонал, рабочие места и др.

Сертификация- это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что объект сертификации соответствует установленным требованиям.

Цели сертификации:

1. удостоверение соответствия объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

2. содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

3. создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

 

5.1. Правовые основы сертификации

 

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

· законами РФ: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

· подзаконными актами:указами президента, правительства РФ (постановление правительства РФ «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение правительства РФ «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации»), постановлениями Госстандарта России («Правила по проведению сертификации в Российской Федерации»), нормативными актами министерств и ведомств.

 

Нормативно-методическая база сертификации включает:

· совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг (ГОСТы, ТУ и т.д.), а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (ГОСТы, методические указания и т.д.);

· комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (правила по сертификации).

 

5.2. Системы и схемы сертификации

 

Система сертификации- совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система сертификации формируется на национальном (федеральном), региональном и международном уровне. Системы сертификации в РФ: ГОСТ Р, Министерство Здравоохранения РФ, ГосКом РФ по связи и информатизации (ГосКомСвязи) и пр.

1. Обязательная сертификацияосуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Перечни объектов, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.

2. Добровольная сертификацияпроводится по инициативе заявителей в условиях подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, технических условий, рецептур и др. документов, определенных заявителем. Добровольная сертификация проводится на условии договора между заявителем и органом по сертификации.

Схема сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным.

Декларация о соответствии- это документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

Знак соответствия- это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

 

5.3. Этапы сертификации

 

1. Заявка на сертификацию - выбор органа для сертификации, рассмотрение заявки, подача заявки, решение по заявке.

2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям:

a. Оценка соответствия системы качества - предварительная оценка по документам системы качества, проверка на предприятии, составление акта проверки.

b. Оценка соответствия продукции - отбор и идентификация образцов, испытания образцов, оформление протокола испытаний.

c. Оценка соответствия услуг - проверка результата услуги, оформление протокола испытаний.

d. Оценка соответствия персонала - сдача экзамена в экзаменационном центре, оформление протокола экзамена.

3. Анализ результатов оценки соответствия.

a. Анализ акта проверки системы качества в органе по сертификации.

b. Анализ результатов испытаний в органе по сертификации, отраженных в протоколе.

c. Анализ протокола обследования результата услуги.

d. Утверждение протокола экзамена в органе по сертификации.

4. Решение по сертификации - оформление сертификата соответствия (знака соответствия) или отказ в выдаче.

5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом - периодические проверки правильности использования сертификата и знака соответствия.

 

5.4. Органы по сертификации и их аккредитация

Сертификация осуществляется органами сертификации, испытательными лабораториями и сертификационными центрами.

1. Орган по сертификации– юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Функции органа по сертификации:

· привлекает на договорной основе для проведения испытаний и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;

· осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

· ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

· информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

· приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

· обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

· устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

2. Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания объекта сертификации и выдают протоколы испытаний. ИЛ несет ответственность за достоверность и объективность результатов испытаний.

3. Сертификационный центр - орган по сертификации, аккредитованный как ИЛ.

 

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации Госстандарт выполняет следующие функции:

1. формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;

2. проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

3. опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

4. готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

5. представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

 

Объекты аккредитации - испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации.