Вопросы к коллоквиуму по курсу “Введение в педагогическую

Средства, обеспечивающие субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе.Результативность учебно-воспитательного процесса зависит от умений педагога сформировать субъектную позицию ребенка. Б.Г. Ананьев отмечал, что человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания. Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию[1, с. 166]. Человек, освоивший субъектную позицию, способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы собственной деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять приемы. Позиция субъектности характеризуется прежде всего разумностью действий, их сознательностью. Субъектность — это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности человека.

Важнейшей задачей педагога-гуманиста и является создание условий для формирования личности ребенка, способного к саморазвитию, — субъекта познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств. Задача эта сложная, ибо от педагога требуется не только профессиональное мастерство, способность грамотно анализировать педагогические ситуации и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели обучения и воспитания, владение современными технологиями педагогического процесса, но и наличие гуманистических убеждений, ценностных ориентаций, на основе которых и вырабатывается истинный профессионализм.

Важнейшими принципами данных убеждений и одновременно средствами с формирования субъектности учащегося в педагогическом процессе являются:

— безоговорочное принятие ребенка таким, какой он есть, понимание его неповторимости, устойчиво положительное отношение к нему;

— проявление уважения к развивающейся личности, поддержание чувство достоинства в каждом воспитаннике;

— осознание прав ребенка, особенно его права на индивидуальность, возможность быть самим собой; одновременно создание условий для усвоения учащимся своих обязанностей перед другими;

— предоставление права на свободный выбор;

— оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

— владение способностью “чувствовать” (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

— учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).

А.И. Левко подчеркивает, что развитию субъектности учащегося, способности к личностному саморазвитию способствуют такие профессиональные установки учителя, как:

— преодоление в своей деятельности субъективизма, когда воспитатель на основании собственного убеждения, что он якобы владеет истиной, считает себя в праве принимать решения за воспитанника;

— отказ от претензии на формирование единого мировоззрения у всех воспитанников;

— установка на равенство различных видов опыта;

— диалогизм общения [5, с. 196].

Вышеназванные принципы, установки как средства формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе находят сегодня свое воплощение во многих гуманистических учебно-воспитательных системах.

Так, в воспитательной системе В.А. Караковского (школа № 825, Москва) в основу работы с детьми были положены общекультурные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Земля. Главным механизмом воспитания личности в этой системе стали гуманные отношения в системе “учитель — ученик”.В школе увеличилась степень свободы выбора. В методах воспитания стали преобладать диалоговые, методы создания педагогической ситуации, условий для самореализации ученика в деятельности и общении.

В воспитательной системе “Педагогика общей заботы” (автор И.П. Иванов) ярко проявились соуправление и самоуправление учащихся своей школьной, детской жизнью, что ставит школьников в роль субъектов своей жизнедеятельности.

С точки зрения гуманизации школы, направленности систем обучения и воспитания на развитие позиции субъектности учащегося в педагогическом процессе можно говорить о воспитательной системе сельской школы, примененной известным педагогом В.А. Сухомлинским, о Вальфдорской школе, о воспитательной системе школ глобального образования (США), об опыте воспитательной работы в современных пионерских организациях и в традиционных скаутских воспитательных системах воспитания. На формирование сознательности, “самности” учащихся в учебно-познавательной деятельности, на развитие их задатков и способностей направлены современные личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

Все эти системы и технологии имеют в своих основах различные философские, педагогические, психологические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, признание самоценности его личности, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для его разностороннего личностного развития.

 

Вопросы и задания для самоконтроля, для самостоятельной работы:

1. Почему школа как “пространство личностного развития учащегося” стала осознаваться общественностью с середины ХХ столетия?

2. Какой смысл в понятие “школа — пространство личностного развития учащегося” вкладывает Р. Бернс?

3. Раскройте сущность субъектного подхода педагога к учащемуся.

4. Раскройте сущность понятий “субъектность”, “субъектная позиция учащегося в педагогическом процессе”.

5. Продолжите перечень субъектных свойств личности ребенка, перечисленных в лекции.

6. Проиллюстрируйте понимание учителем самоценности личности ребенка, составив реферат по теме “Характеристика личностно-ориентированных учебно-воспитательных технологий, воспитательных систем” (литература к лекции — [6], [8]).

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980. Т.1.

2. Бернс Р. Развитие Я-концпеции и воспитание: Пер. с англ. — М., 1986.

3. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе: Пособие для директоров шк., учителей и кл. рук. — Минск, 2000.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Ростов н / Д., 2002.

5. Левко А.И., Ахмерова Л.В. Проблема ценности в системе образования. — Минск, 2000.

6. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. — М., 1998.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М., 1995.


профессию”, для студентов 1 курса физмата.

Доцент: Савенко Т.Н.

 

1. Сущность понятия “образование”. Цели, задачи образования.

2. Стратегия образования ХХ1 века.

3. Роль образования в становлении, развитии и формировании личности.

4. Понятие об образовании как системе, структура системы образования.

5. Система непрерывного педагогического образования.

6. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области образования.

7. Реформирование высшего педагогического образования в Республике Беларусь.

8. Сущность профессионального самообразования учителя.

9. Источники самообразования педагога, пути его работы над повышением своего образовательного уровня.

10. Профессиональное самовоспитание учителя. Структура профессионального педагогического самовоспитания. Отличие понятий “самообразование учителя” и “самовоспитание учителя”.

11. История возникновения педагогической профессии.

12. Понятие о педагогической профессии, специфика педагогического труда.

13. Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя (педагогическая профессиограмма).

14. Профессионально значимые личностные качества учителя (ПЗЛК) в классификации В.П. Симонова либо Т.А. Юзефавичус.

15. Понятие о профессиональной пригодности педагога, ее значение в становлении профессионализма учителя.

16. Структура профессиональной пригодности. Отличие структуры профессиональной пригодности от структуры профессионально значимых личностных качеств учителя (ПЗЛК в педагогической профессиограмме).

 

 

Вопросы к коллоквиуму по курсу “Введение в педагогическую профессию” для студентов 1 курса физмата по вариантам для 1-й — 4-й групп.

Доцент: Савенко Т.Н.

 

1-я группа:

Вариант 1 —

1. Система непрерывного педагогического образования в РБ.

2. История возникновения педагогической профессии.

 

Вариант 2 —

1. Сущность понятия “образование”. Цели, задачи образования.

2. Понятие о профессиональной пригодности педагога, ее значение

в становлении профессионализма учителя.

2-я группа:

Вариант 1 —

1. Стратегия образования ХХ1 века.

2. Структура профессиональной пригодности учителя. Отличие структуры

профессиональной пригодности педагога от структуры его

профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК в педагогической

профессиограмме).

 

Вариант 2 —

1. Роль образования в становлении, развитии и формировании личности.

2. Профессионально значимые личностные качества учителя (ПЗЛК) в

классификации В.П. Симонова либо Т.А. Юзефавичус.

3-я группа:

Вариант 1 —

1. Понятие об образовании как системе, структура данной системы.

2. Сущность профессионоального самообразования учителя.

 

Вариант 2 —

1. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь

в области образования.

2. Понятие о педагогической профессии, специфика педагогического труда.

4-я группа:

Вариант 1 —

1. Реформирование высшего педагогического образования в Республике

Беларусь.

2. Понятие о самовоспитании учителя, структура самовоспитания педагога.

Отличие понятий “самообразование учителя” и “самовоспитание учителя”.

 

Вариант 2 —

1. Источники самообразования педагога, пути его работы над повышением

своего образовательного уровня.

2. Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного

учителя.