Деятельности личностных свойств и качеств

Педагогической педагогических

Высокий уровень сформированность

Профессиональная пригодность учителя

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

профессионально- профессионально-

глубокие совершенная культура ярко развитые

проф. педагогич. педагогич. выраженная педагогич.

знания. техника. речи. педагогич. способности.

направленность

личности.

3. Проявления педагогического мастерства учителя в современной школе.Рассматривая сущность и содержание педагогического мастерства учителя, мы пришли к выводам, что владеть этим высоким уровнем профессионализма могут и должны многие учителя, так как от высокого уровня педагогического профессионализма зависит результативность учебно-воспитательного процесса. Однако общеизвестно, что далеко не все педагоги становятся мастерами своего дела, что очевидно связано со сложностью и многофакторностью как самого феномена педагогического мастерства, так и процесса становления высокого уровня профессиональной деятельности. Одним из важейших факторов становления и развития педагогического профессионализма является осознанность учителем тех требований к педагогической деятельности, которые предъявляет современная школа. Особое значение для развития профессионального мастерства учителя сегодня приобретают вопросы сформированности его педагогического самосознания.

На современном этапе школа приняла концепцию личностно-ориентированного обучения и воспитания,которая содержит установку на целостное развитие личности ребенка, что требует от учителя несколько иного, чем раньше, видения себя в профессии, сформированности не только профессиональных знаний, традиционных педагогических умений и навыков, способностей (организационных, дидактических, суггестивных и т.д.), но и нового педагогического мышления. Его сущность, как мы уже знаем, заключается в понимании субъектной роли ученика в педагогическом процессе.

В связи с этим профессиональное мастерство учителя проявляется в современной школе не только в его глубоких знаниях предмета, в умелом его преподавании, но и в большой мере в осознанности им многомерности своего профессионального предназначения, в умениях анализировать себя как специалиста с позиций этого предназначения. Иными словами, речь идет о том, ч что в современной школе на первый план профессионализма учителя выступает его профессиональная сознательность, духовность. На современном этапе развития школьного дела, по мнению К.В. Гавриловец, развитие духовности учителя как основы его профессионализма связано с глубоким осмыслением в учительской среде “феномена человека любящего”, который требует соединения в учителе способности любви со знанием технологической стороны педагогического дела, со знанием предмета [2].

Любовь к детям не исключает из проявлений педагогического мастерства учителя современной школы искусства требовательности. И.Ф. Харламов считает, что особенно в начале самостоятельной профессиональной деятельности молодому специалисту, стремящемуся стать мастером своего дела, необходимо овладеть умением предъявлять требования к учащимся. Он справедливо полагает, что “нельзя успешно вести учебно-воспитательную работу в школе, не овладев, как следует, методикой предъявления требований” [9, с. 146].

Искусство педагогической требовательности основывается в первую очередь на определенных волевых качествах самого учителя, поэтому педагогу следует всемерно развивать и проявлять в своей работе и в жизни такие личностные качества, как целеустремленность, точность в выполнении той или иной работы, аккуратность, ответственность, обязательность и т.д.

С другой стороны, мастерство требовательности возникает как результат знаний о сущности педагогического требования и отточенности умений его предъявления. Важно понять, что требовательность учителя не сводится только к отдаче приказаний и распоряжений. Ее сущность как важное проявление педагогического мастерства учителя заключается в том, что она должна быть органически связана с высоким качеством его преподавательской и воспитательной работы. Существенной стороной мастерства требовательности педагога являются его умения создавать такие педагогические ситуации, которые исключили бы причины нарушения учащимися дисциплины, способствовали бы организации активной разнообразной деятельности школьников, формированию их положительного отношения к учителю, к школе и учебе в целом.

Вопросы благожелательности в отношениях между учителем и учащимися , педагогического общения между ними в современной школе приобрели особое значение для решения проблемы становления и развития педагогического профессионализма. Это связано с известными изменениями в социокультурной ситуации в нашей стране, характера учебно-познавательной деятельности современных школьников. Сегодня важно предоставлять учащимся не только сумму определенной учебной информации, но и развивать их познавательные интересы, положительные мотивы учения, формировать их субъектную позицию в обучении и жизни в целом. Это в полной мере возможно только при условии хорошо организованного педагогического общения, которое характеризуется умениями учителя управлять эмоциональными контактами с учениками, выстраивать с ними педагогически целесообразные взаимоотношения, предотвращать конфликтные ситуации. Преодоление конфликтности в учебно-воспитательном взаимодействии особо значимо для работы белорусских учителей в связи с экологической обстановкой в нашей республике. В связи с Чернобыльской аварией и ее последствиями во многих регионах нашей страны ученые констатируют повышенный уровень невротизации детей и молодежи, что требует от современного белорусского педагога психотерапевтической направленности его педагогических реакций. Высокий уровень профессионализма учителя современной школы должен основываться на глубоких знаниях психологии, умениях принимать конструктивные решения в кризисные моменты общения с учащимися, творчески использовать многообразие педагогических технологий.

Вопросы и задания для самоконтроля, для самостоятельной работы:

 

1. Составьте план своего ответа по теме: “Уровни профессионализма учителя”.

2. В чем сходство и отличие таких уровней педагогического профессионализма, как педагогическая умелость и педагогическое мастерство?

3. Докажите, что педагогическому мастерству можно и должно учиться тем специалистам в области образования, которые имеют к этому предпосылки.

4. Определите важнейшие предпосылки и факторы овладения учителем педагогическим мастерством как высоким уровнем профессиональной деятельности.

5. Почему сущность педагогического мастерства нужно раскрывать не через свойства личности учителя, а через его педагогическую деятельность?

6. Составьте план ответа по теме: “Структура педагогического мастерства учителя”.

7. Ответьте письменно на вопросы:

а) учили ли вас педагоги, профессиональная деятельность которых осуществлялась на уровне педагогического мастерства?

б) Если да, какой предмет они преподавали?

в) Какие компоненты педагогического мастерства наиболее ярко проявлялись в их работе?

 

Литература:

1. Азаров Ю.П. Чувство, техника, мастерство. — М., 1982.

2. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе: Пособие для директоров шк., учителей, кл. рук. — Минск, 2000.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. — М., 1981. — Т. 2. — С. 304.

4. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. — М., 1990.

5. Мындыкану В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. — Кишинев, 1991.

6. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн и др. — М., 1989.

7. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. О дидактических взглядах педагогов-новаторов конца ХХ века // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Минск, 2002.

8. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. — 1992. — № 7 — 8. — С. 11 — 15.

9. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. — Минск, 1967.

10. Харламов И.Ф.Педагогика: Компакт. учеб. курс: Для студентов ун-тов и пед. ин-тов. — Минск, 2001.

11. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.