Самоконтроль и самооценка полученных результатов, соотнесение их с запланированными, внесение корректив.

Собственно самовоспитательная деятельность учителя, направленная на совершенствование тех или иных личностных качеств.

Исходя из знаний о себе и о собственном соответствии педагогической профессии, определение целей и задач самовоспитательной деятельности, составление плана профессионально-личностного саморазвития.

В реальной действительности процесс самовоспитания оказывается не столь алгоритмичным и стройным, целостным. Однако приведенную выше структуру можно считать общей схемой саморазвития учителя. Посредством самовоспитания учитель управляетсвоим профессиональным становлением и развитием, именно при его помощи во многом достигает высокого уровня профессионализма. Подчеркнем еще раз, что деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем и представляет собой три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

Профессиональное самопознание должно опираться на знания из курса психологии. Эти знания способствую определению общей самооценки, уровень направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) [См.: Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. — М., 1989. — С. 35 — 36]. С их помощью можно определить собственный уровень коммуникабельности, ведь именно коммуникабельность является одним из важнейших психологических качеств, которое рассматривается как показание к выработке высокого уровня профессионализма [Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С. 52 — 54. ].

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей собственного волевого развития, развития своей эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов, речи, внимания как профессионально важных личностных свойств.

Самопрограммирование профессионального личностного развития предполагает знание того, что в себе надо усовершенствовать, на основании этого знания — составление определенных “жизненных правил”, которые постепенно становятся принципами жизнедеятельности педагога (например, взять себе за правило никуда и никогда не опаздывать, четко распределяя свое время; стремиться к искренности и правдивости во взаимоотношениях с людьми и т.д.). Программа самовоспитания предполагает планирование работы над собой (составление планов-минимумов на день, планов-максимумов — на достаточно большой отрезок жизненного времени, иногда даже на пять — семь лет).

Одним из способов самопрограммирования является ведение дневниковых записей, в которых в письменном виде может быть сформулирована и программа-минимум, и программа-максимум.

Жизнь современного человека очень сложна и многогранна, в связи с этим не все можно спрограммировать в своем личностном развитии, да, видимо, в этом и не всегда есть необходимость. Но все же важно, чтобы молодой человек, выбравший педагогическую профессию, а следовательно, притязающий на право учить и воспитывать других, выработал для себя определенные жизненные правила, позволяющие ему это право оправдывать, и стремился к их выполнению.

Способы самовоздействия впроцессесамовоспитания, профессионально-личностного совершенствования учителясамые разнообразные. С.Б. Елканов в книге “Профессиональное самовоспитание учителя” [5] выделяет как наиболее значимые следующие — самопобуждение, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение. Им может предшествовать эмоциональное состояние недовольства собой, какими-то своими действиями и поступками, сознательная и адекватная самокритика.Последняя заключается в объективном анализе своих недостатков,эмоционально отрицательном отношении к ним. Самокритичное отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных, положительных личностных качеств, притягательная сила которых и является побуждением к самоизменению,основой для достижения больших результатов в самовоспитании.

Среди способов самовоздействия на очень важны методы самоконтроля,которые реализуются в конкретных приемах: самонаблюдении, самопроверке, самоотчете и самоанализе.Речь идет о развитии способности в себе рефлексии.Самоконтроль и способность к рефлексии предполагают мысленное опережение событий, умения давать себе отчет о возможных последствиях своих действий и поступков, мысленное видение себя как бы со стороны, глазами других людей. Частным проявлением самоконтроля для учителя является мыслительно-эмоциональный перенос себя в положение другого человека, в возможные педагогические ситуации. Значение самоконтроля для педагога очень велико, ведь учителю необходимо держать себя в состоянии постоянной мобилизованности, внимательно оценивать свои высказывания, поступки, отношения с участниками педагогического процесса.

Однако самоконтроль не даст существенного эффекта, если он не затронул чувств и сознания педагога, если они не проанализированы и не обобщены. Без анализа нет ни наблюдения, ни контроля. Самоанализ предполагает не только соотнесение и оценку отдельных объективных педагогических фактов, но и оценку изменяющихся состояний самого учителя, в том числе и состояний, касающихся динамики его самосовершенствования.

Способами самовоздействия и самоорганизации могут служить упражнения в особых действиях, рассчитанных на выработку внимания, развитие памяти, мышления и других значимых для педагогической профессии психических качеств.Эти упражнения, тренинги и приемы способствуют саморегуляции внутреннего эмоционального состояния учителя, содействуют развитию познавательных процессов.

В последние годы благодаря широкой популяризации психологических знаний все чаще используется учителями с вышеназванной целью специальный комплекс психофизических упражнений — аутотренинг (более подробно об использовании психофизических упражнений как способов самовоздействия с целью регулирования внутреннего эмоционального состояния и выработки профессионально значимых психических качеств вы познакомитесь в курсе преподавания основ педагогического мастерства).

Обобщая все сказанное выше о сущности, содержании и путях профессионального самовоспитания учителя, мы приходим к выводам, что от понимания его значимости в педагогической деятельности, от богатства арсенала способов и средств самовоспитания, от умения владеть ими в существенной мере зависит успех личностного развития человека, избравшего нелегкую, но благородную профессию педагога, успех его продвижения к учительскому мастерству.

 

Вопросы для самоконтроля, для самостоятельной работы:

1. Что понимается под непрерывным педагогическим образованием? Указать его уровни, дать комментарии к ним.

2. Какое значение имеет для учителя самообразовательная деятельность? Чем она отличается от обучения?

3. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в педагогическом вузе? Почему?

4. Как складываются ваши отношения с однокурсниками и преподавателями (в ракурсе рассмотрения этих отношений как источника самообразования)? Что бы вы хотели изменить в этих отношениях?

5. Что вам известно о научных интересах ваших преподавателей?

6. Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в данный момент в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их количество?

7. Выпишите те умения, которых вам, на ваш взгляд, не хватает для успешного самообразования. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?

8. Какая деятельность является ведущим условием личностного развития учителя/

9. Раскройте сущность профессионального самовоспитания учителя.

10. Каким вы видите идеального педагога? Напишите эссе “Мой идеал учителя”.

11. Назовите структурные компоненты (этапы) профессионального самовоспитания учителя.

12. Какие способы профессионального самовоспитания вы знаете? Какие используете сами?

13. Анализируя жизненный путь известных вам выдающихся педагогов, людей, достигших профессиональных вершин в педагогическом труде, определите, что послужило определяющим началом в их профессиональном становлении: талант, случай, способность к самосозиданию (саморазвитию и самосовершенствованию)?

 

Литература:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

2. Альбуханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.С. Роботовой. — М., 2002.

4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.

5. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986.

6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1989.

7. Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1969.

8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты. — М., 1994.

9. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. — М., 2002.

10. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителля. — М., 1990.

11. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1997.

12. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

13. Хоменко И.А. Профессиональное становление педагога // Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. — М., 2002.

14. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.