Рынки и равновесие между спросом и предложением

Природоохранные затраты

Ущерб от загрязнения

Оптимальный уровень загрязнения

Производство, загрязнение и экстерналии

Рынки и общественное благосостояние

Предельные затраты и доходы

Затраты и результаты

Кривая предложения

Кривая спроса

Рынки и равновесие между спросом и предложением

Рынки возникают тогда, когда встречаются продавцы и покупатели для обмена товарами и услугами, имеющими определенную ценность для покупателя. Количество продаваемого товара и его цена определяются на рынке через взаимодействие продавцов и покупателей. Рынки могут иметь самые разнообразные формы. Существует рынок труда, где заработная плата выполняет роль цены за труд. Есть рынки потребительских товаров, сырья и полуфабрикатов. Рынки могут быть разных уровней по географическому охвату. Например, местные рынки, где фермеры продают свою продукцию, и международные рынки, где идет торговля металлами.

Рынки разных уровней оказывают влияние друг на друга. Спросом может пользоваться экологически чистая продукция, выращенная на близлежащей ферме. Однако, если цена на нее слишком высока, потребители купят близкий по качеству продукт в супермаркете. Супермаркеты, оказавшись в выгодном положении, не могут взвинтить цену на свою продукцию, так как существует конкурентная сеть других супермаркетов, которые могут привлечь покупателя. Супермаркеты закупают продукцию по всему миру и таким образом воздействуют на функционирование глобальных рынков.

Рыночная конкуренция создает условия для эффективного распределения ресурсов, что в нашем случае рассматривается как фактор повышения общественного благосостояния. Следующие условия необходимы для создания совершенной конкуренции:

· Наличие многих покупателей и продавцов на рынке

Не должно быть единственного субъекта экономической деятельности, доминирующего на рынке. Так, при наличии одного продавца (производителя) на рынке возникает монополистический эффект, при котором устанавливаемая цена на произведенный товар выше, чем оптимальная (цена, максимизирующая совокупный доход продавца и потребителя). Продажа товара по монопольной цене увеличивает доход производителя за счет потребителя. В то же время уже функционируют "рынки" вредных выбросов производственных предприятий.

· Права собственности четко определены

Рынки существуют для товаров с четко установленными правами собственности. Вы можете купить велосипед, и тогда Вы станете владельцем этой вещи, но Вы не можете купить чистый воздух, так как никто в мире не может претендовать на получение особых прав собственности на чистый воздух.

· Отсутствует принуждение и регулирование

Как потребители, так и производители имеют право на свободный выбор, и никто не принуждает их совершать покупку или производить иное количество товара вопреки их воле.

· Информация доступна для всех

Нет запретов на информацию о продаваемом товаре и цене на аналогичный товар на других рынках.

Производители выпускают товары, чтобы продать их на рынке и получить прибыль. Покупатели покупают товар на рынке, чтобы удовлетворить свою потребность. Рыночное равновесие достигается, когда предложение товаров (услуг) совпадает со спросом. Экономисты используют кривые спроса и предложения (см. рисунок В.1) для нахождения точки равновесия, которая соответствует оптимальной цене товара. Кривая спроса показывает количество товара, которое покупатели желают и могут купить в зависимости от величины цены. Кривая предложения показывает, какое количество товара продавцы готовы продать в зависимости от рыночной цены. Кривые спроса и предложения рассматриваются ниже более подробно.