Защита от шумового загрязнения

Шумовое загрязнение

Шумовое загрязнение – форма физического загрязнения, характеризующаяся превышением естественного уровня шума и ненормальным изменением звуковых характеристик (пери­одичности, силы звука и т.п.) на рабочих местах, в населен­ных пунктах и т.д.

Основные источники антропогенного шума – транспорт (автомобильный, рельсовый и воздушный), промышленные устройства и бытовое оборудование. 80% от общего шума при­ходится на автотранспорт.

Практически любые звуки, возникшие не из природных источников или исходящие от объектов, нормально окружаю­щих человека в течение тысяч лет его эволюции (домашних животных и т.п.), можно рассматривать как антропогенное шумовое загрязнение. Шумовое загрязнение приводит к по­вышению утомляемости человека, снижению его умственной активности, понижению производительности труда (до 40– 70%), физическим и нервным заболеваниям, постепенной по­тере слуха. Физически к шуму привыкнуть невозможно, мож­но лишь его субъективно не замечать, что не снимает, а даже усугубляет, опасность разрушения органа слуха и других неблагоприятных последствий для здоровья и трудоспособности человека.

Человек способен воспринять упругие колебания в диапа­зоне частот 16–20 000 Гц. Звуковые частоты в этом диапазоне называют звуком, менее 16 Гц – инфразвуком, от 20 000 до 1х109 – ультразвуком и свыше 1х109– гиперзвуком.

Громкость (сила) звука измеряется в децибелах (дБ). Диа­пазон слышимых звуков для человека составляет от 0 до 170 дБ. Высокие уровни шума (>60 дБ) вызывают жалобы, при 90 дБ органы слуха начинают деградировать, 110-120 дБ считаются болевым порогом, а уровень шума свыше 130 дБ – разрушительный для органа слуха предел. При силе шума в 180 дБ в металле замечены трещины.

В России примерно 35 млн. человек (или 30% городского населения) подвержены воздействию транспортного шума, превышающего нормативы. Шумовое воздействие – одна из наиболее острых экологических проблем современности: бо­лее половины населения Западной Европы проживает в райо­нах с уровнем шума 55–70 дБ.

 

Для защиты населения от вредного влияния шума осуще­ствляют комплекс мероприятий: нормативно-законодательных,

технико-технологических, градостроительных, архитектурно-планировочных и др.

Нормативно-законодательные акты регламентируют интен­сивность шума, время действия и другие параметры. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает небла­гоприятных изменений в организме человека, а именно, 40 дБ днем и 30 – ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84–92 дБ.

Технико-технологические меры – комплекс технических мер по снижению шума на производстве (установка звукоизоли­рующих кожухов станков, использование звукопоглощающих материалов и др.) и на транспорте (глушители выбросов, уста­новка дисковых тормозов, шумопоглощающий асфальт и др.).

Градостроительные меры – зонирование населенных пунк­тов с выносом источников шумов за пределы жилой застрой­ки, организация транспортной сети, исключающей шумные магистрали в жилых массивах.

Архитектурно-планировочные меры – рациональные распо­ложение зданий, отнесение жилых строений вглубь кварта­лов, организация полос зеленых насаждений, «взятие» рель­совых дорог в туннели, создание шумозащитных зданий, обес­печивающих в помещениях нормальный акустический режим с помощью конструктивных, инженерных и других мер (гер­метизация окон, двойные двери с тамбуром, облицовка стен звукопоглощающими материалами и др.).

Организационные меры – запрещение звуковых сигналов автотранспорта, авиаполетов над городом, особенно в ночное время, и т.п.