Задачи public relations по созданию корпоративной культуры.

  • позитивное реагирование на социальные приоритеты и запросы общества;
  • постоянная готовность предпринимать действия, направленные на избегание конфронтации с регулирующими нормами;
  • поддержание баланса между интересами акционеров и общества в целом;
  • обеспечение гражданской позиции компании в обществе.

 

Корпоративная культура в организации представляет собой синтезированный сознательный и бессознательный опыт членов организации об эффективных способах удовлетворения собственной потребности в развитии путем удовлетворения менее сложных индивидуальных потребностей каждого индивида в отдельности.

 

Корпоративная культура, как продукт корпоративных PR, имеет следующие функции:

· Основная (1. Обеспечение деятельности организации как социальной общности через гармонизацию глубинных запросов членов организации и требований социума (уровень корпоративной стратегии). 2. Информационное обеспечение других функциональных стратегий организации: поставки / производство продуктов или услуг, бизнес – процессы (а именно маркетинг), менеджмент (а именно социальный менеджмент), привлечение и обмен ресурсов).

· Вспомогательная (сбор, анализ, хранение информации).

Корпоративная культура, транслируемая методами PR, нуждается в идеологическом наполнении. Идеология представляет собой могущественное и недостаточно ясно понимаемое рациональным восприятием психологическое явление, которое сказывается в отношениях между людьми и которое необходимо учитывать при анализе социологических, политических и международных отношений. Идеология представляет собой всеохватывающую систему, организующую жизнь людей и придающую ей осмысленность, она всегда отражает перспективы коллективного опыта и зачастую является главным оружием в борьбе за власть.

Механизмы воздействия идеологии на сознание индивида объясняются психологическим науками: она действует одновременно на уровнях сознания и подсознания. Чем ближе идеология подходит к неосознаваемым духовным сферам личной жизни, тем глубже ее воздействие. Существенным моментом харизматического лидерства является способность отождествлять себя с коллективной идеологией. Тот, кто способен ясно и доходчиво сформулировать реальность этой идеологии, вскрывает тем самым глубоко иррациональные слои психики и приобретает последователей. Идеология дает нам «коллективную оптику» для восприятия реальности, но, как и всякая оптика, она по – своему окрашивает и искажает реальность. «Истинная идеология действует в тени, без участия сознания. Бессознательная идеология зачастую является истинной причиной решений…» Доналд А. Маршанд ( "Как работают с информацией в Вашей кампании?", с. 328).

Идеология зачастую принимает форму мифа. “Каждое общество с помощью своих СМК строит свой миф, который и задает структуры построения коммуникативного пространства. Задачей его становится формирование единой картины мира…”, - Г. Почепцов “Теория и практика коммуникации” (с.122) “Вербальный мир более удобен для построения мифа, поскольку реальности могут не подчиняться желаниям, вербальный же мир подчиняется всегда.” (с123).

По мнению исследователя Джонатана Белла, только идеология способна обеспечить целостность системы. Постиндустриальное общество остро нуждается в идеологии, но мозаичность массовой культуры несет в себе угрозу деидеологизации.

 

Опыт развитых стран утверждает потерю значимости собственно производственных процессов в стратегии успешного развития организации. На этапе завершения удовлетворения первичного спроса и базовых физиологических потребностей у потребителя формируется запрос на нематериальные ценности, обеспечивающие развитие его жизни в целом, с интеллектуальных и психологических позиций. Ценности неэкономического порядка приобретают реальную стоимость, осязаемость. Социальная этичность на Западе стала реальным капиталом, приносящим прибыль. В то же время в «кризисной» России недостаток материальных ценностей подменяется демонстрацией символов власти, вхождение символов товаров народного потребления в повседневную жизнь, как элементов статуса и престижа. Производство и воспроизводство данного капитала происходит в рамках коммуникативного дискурса, в поле которого существует организация.

Формирование нового подхода – интегрированного маркетинга, идеологически опирается на существование целостной корпоративной культуры в организации.

История развития теорий менеджмента, говорящая о возрастающей роли неформальных коммуникаций (Хоторнские исследования), утверждает, что экономическая функция не исчерпывает жизнедеятельности человека. В связи с чем социальный менеджмент, уделяющий особое внимание корпоративным коммуникациям, является одним из самых эффективных методов управления. Теория социального менеджмента утверждает высокий статус символических форм, преобладание иррационального поведения и восприятия, потребность членов организации в идеологическом наполнении коллективного сознательного и бессознательного. Данные функции выполняет корпоративная культура в организации – при наличии знаковых констант (архетипы сознания лидеров, архетипы коллективного бессознательного, стереотипы, установки, мотивационные модели и т.д.) есть постоянно меняющиеся переменные знакового поля данной организации, усеваемые из внешней среды.

Деятельность по развитию корпоративных PR представляет собой ни что иное как перенесение бессознательных установок членов организации на вербальный язык в виде символов и метафор, приемлемых социумом, с целью налаживания обратной связи и повышения экономической эффективности. Бессознательная идеология, как утверждают исследователи, является истинной причиной принятия решений. Связность данного процесса обеспечивается созданием единого коммуникативного пространства – корпоративной культуры. Корпоративная культура является управляемой только в той степени, в которой она является вербализованной. Вербализация происходит через мифы, метафоры, символы.