Производить и продавать товар, который пользуется спросом.

Используется следующая классификация спроса:

· по формам образования: потенциальный (закрытый) - существующий на фазе разработки товара, когда товар еще не выведен на рынок, но уже сформировалась группа потребителей, готовых покупать его;формирующийся - возникающий на этапе выведения товара на рынок, когда складываются взгляды, мнения потребителей:сло­жившийся - когда у большинства потребителей сложилось устойчи­вое положительное отношение к товару,сезонный - постоянные, по­вторяющиеся колебания спроса;отложенный - спрос на дорогие то­вары, деньги на приобретение которых откладываются покупателя­ми;панический (ажиотажный) - покупка любых товаров с целью ис­тратить деньги (бегство от денег) в условиях инфляции или из опа­сения исчезновения товара (дефицит).

· по тенденциям: растущий ( интенсивный), стабилизировавшийся, угасающий (сокращающийся, спад).

· по покупательским намерениям: твердосформулированный (жесткий) когда покупатель намерен приобрести определенный вид или марку товара и отказывается от альтернативных предложений: альтер­нативный (мягкий, компромиссный) - когда покупатель согласен заменить один вид товара другим (эта категория покупателей очень восприимчива к рекламе и уговорам продавца);спонтанный(импульсивный) - спрос, возникающий неожиданно, в момент зна­комства с товаром, в форме активной реакции на магазинную (витринную) демонстрацию товаров, хотя покупатель не планиро­вал подобной покупки ( по некоторым подсчетам, так совершается 1/4 всех покупок).

· по степени удовлетворения: удовлетворенный спрос, т.е. покупатели приобрели нужные им товары в необходимом количестве и ассор­тименте: условно удовлетворенный спрос - приобретен товар, не вполне отвечающий запросам покупателей (по качеству или ассор­тименту); неудовлетворенный спрос - товар не куплен из-за его от­сутствия в продаже или же из-за низкого качества и оформления.

Спрос - явление чрезвычайно гибкое и изменчивое,эластичное.Его размер, структура, динамика, распределение по социальным груп­пам потребителей зависят от комплекса социально - экономических, демо­графических, торгово-организационных, национальных и природно-климатических факторов, а также случайных, конъюнктурных воздей­ствий.

Эластичность спроса - реакция потребителей на изменение какого-либо фактора, прежде всего цен и дохода. Она характеризуется процентным изменением спроса при увеличении факторного признака на один процент.

Регулирование спроса - процесс воздействия на потребителей с помощью системы маркетинговых рычагов. Иногда эту систему обо­значают аббревиатурой ФОССТИС (Формирование Спроса и Стимулирование Сбыта ). Она включает:

• создание нового или диверсифицированного рынка путем выпуска нового, либо модифицированного товара (так называемый "технологический прорыв"), расширение и совершенствование ас­сортимента, повышение качества товара и привлекательности его дизайна;

• гибкие изменения цены товара ( в соответствия с рыночной конъ­юнктурой и стратегией фирмы, , этапом жизненного цикла товара, задачами конкурентной борьбы и т.п.), организация сезонных, рек­ламных и ситуационных распродаж товара по сниженным ценам;

• система скидок с цены, премий, бонусов и льгот для постоянных клиентов, продажа товара в кредит и по подписке; • формирование привлекательного образа товара: реклама, коммер­ческая пропаганда, пробные продажи (пробный маркетинг), вы­ставки-продажи, презентации товара, разработка запоминающейся товарной марки и т.п.

• сервис (высококачественное обслуживание, комплекс предпродаж­ных, сопутствующих и послепродажных услуг, дополнительных услуг и удобств для покупателя, экономия времени покупателя, пре­доставление гарантий качества, прием подержанных товаров и дру­гие способы привлечения покупателей);

• совершенствование форм взаимоотношений с потребителями: диа­лог с покупателем, продажа по образцам, система заказов и посы­лочной торговли, продажа по каталогам (в том числе компьютер­ным);

• формирование и поддержание имиджа фирмы, ее доброго имени (goodwill), включая ее солидность, надежность, известность, креди­тоспособность, привлекательность товаров, твердые гарантии ка­честв (в том числе бесплатный ремонт или возврат/обмен некаче­ственного или непонравившегося товара, возмещение физического и морального ущерба), удобное и рациональное размещение торговой сети, коммуникабельность и приветливость работников, об­щающихся с клиентами, их высокая квалификация, авторитетность менеджера, отношение фирмы к консьюмеризму, ее экологическая позиция, спонсорство, благотворительность и т.д.