Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

Типы взаимодействий

Природа и структура взаимодействия.

Тема 4: Интерактивная сторона общения

В понятии «взаимодействие» раскрывается та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Структура взаимодействия по Я. Щепаньскому:

· пространственный контакт,

· психический контакт (взаимная заинтересованность),

· социальный контакт (совместная деятельность),

· взаимодействие ( «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»),

· социальное отношение (взаимно сопряженных систем действий)

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн). Каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т.д.)

В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Наиболее яркая форма конкуренции – конфликт.

Область позитивных эмоций 1) солидарность 2) снятие напряжения 3) согласие
Область решения проблем 4) предложение, указание 5) мнение 6) ориентация других
Область постановки проблем 7) просьба об информации 8) просьба высказать мнение 9) просьба об указании
Область негативных эмоций 10) несогласие 11) создание напряженности 12) демонстрация антагонизма

 

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

 

Теория «диадического взаимодействия»(Дж. Тибо и Г. Келли) используется предложенная на основе математической теории игр «дилемма узника». В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: «сознаться» и «не сознаться», то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа изберет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций различных стратегий «узников»: оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый — нет; оба не сознаются.

Концепция «символического интеракционизма»(Г. Мид) рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, а действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Мид разделяет это «Я» на два начала «I» и «mе». «I» — это импульсивная творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требование ситуации; «mе» — это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия «I» при помощи «mе» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.