Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах.
Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий
Типы взаимодействий
Природа и структура взаимодействия.
Тема 4: Интерактивная сторона общения
В понятии «взаимодействие» раскрывается та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Структура взаимодействия по Я. Щепаньскому:
· пространственный контакт,
· психический контакт (взаимная заинтересованность),
· социальный контакт (совместная деятельность),
· взаимодействие ( «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»),
· социальное отношение (взаимно сопряженных систем действий)
Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн). Каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т.д.)
В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Наиболее яркая форма конкуренции – конфликт.
Область позитивных эмоций | 1) солидарность 2) снятие напряжения 3) согласие |
Область решения проблем | 4) предложение, указание 5) мнение 6) ориентация других |
Область постановки проблем | 7) просьба об информации 8) просьба высказать мнение 9) просьба об указании |
Область негативных эмоций | 10) несогласие 11) создание напряженности 12) демонстрация антагонизма |
Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.
Теория «диадического взаимодействия»(Дж. Тибо и Г. Келли) используется предложенная на основе математической теории игр «дилемма узника». В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: «сознаться» и «не сознаться», то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа изберет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций различных стратегий «узников»: оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый — нет; оба не сознаются.
Концепция «символического интеракционизма»(Г. Мид) рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, а действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Мид разделяет это «Я» на два начала «I» и «mе». «I» — это импульсивная творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требование ситуации; «mе» — это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия «I» при помощи «mе» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.
Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.